Колодец.
У Андрея Подшивалова есть очень интересная и душевная работа «Колодец». В его творчестве колодец это – святое место. Колодец - как источник жизни, как икона, как сакральная вещь, как жизненно необходимое условие существования человека. Колодец как основа жизни, как ее первоисточник. И не только художнику Андрею Подшивалову свойственно такое отношение к колодцу, деревенские тоже все свято их чтут, потому что знают цену воде.
В картине «Колодец» Андрея Подшивалова простой сюжет, здесь изображена бабушка с внуками, которые пришли за водой. Бабушка переливает воду, из колодезного ведра в свое, и в центре композиции мы видим тонкую, прозрачную струйку колодезной воды. Мы даже слышим, как льется и звенит эта струйка в пустое ведро, так материален и осязаем мир, созданный художником.
Прекрасный вечер, тихий, солнечный. Оранжевый обворожительный свет заливает все пространство картины: пейзаж, мальчика, который наклонился на колени и пьет. Он прислонился губами к этой чистой животворящей влаге. Мальчик вбирает в себя жизнь, основу жизни, ведь без воды ничто живое жить не может.
Мать-земля поит мальчика святой водой из своих недр. Как грудью кормит мать своего дитя, так и мать-земля поит чистой водой своих детей. И хочется верить что мальчик, повзрослев, не забудет вкус воды с колодца на родной земле, и станет защитником, пахарем или просто человеком, достойным ее.
Поза старшего мальчика вызывает ассоциацию с молитвой, он преклонил колени перед святой водой, как бы благодаря землю за все, что она дает. Другой мальчишка, что поменьше, стоит и смотрит на нас, на зрителя. Он связывает всех, объединяет и
зрителя и героев картины. Мы чувствуем себя, стоящими рядом, и сопереживаем всю ситуацию.
В центре композиции работы »Колодец» стоит старенькая бабушка. Белый платок, яркая красная кофта, пестрая юбка, ее фигура привлекает взгляд. Наверное, многие узнали в этой пожилой женщине свою бабушку, которой так не хватает сейчас.
Бабушка как символ мудрости и доброты, она и есть сама земля, она не просто достает воду с колодца, она священнодействует. Связь поколений, душевная связь между людьми, любовь и доброта чувствуется в работе.
Художник собрал здесь самые милые, святые, особенно для сельского человека образы. Вокруг настоящая роскошь деревенских вещей. Круги половиков, ведра, журавель колодца.
Мы видим уходящую вдаль деревенскую улицу, где живут и бегают эти мальчишки. Здесь тихо звучит радость бытия, гармония человека с собой и окружающим миром. Звучит счастье, простое, человеческое счастье.
У мальчишек впереди вся жизнь. Став взрослее, мы начинаем осознавать, что жизнь имеет предел. Бабушка уже предчувствует свой уход, она смотрит, как бежит эта вода, утекая, так же как и время жизни. Кончится вода, закончится жизнь. Все конечно. В этом нет трагедии, ведь за ней идут ее дети, внуки, такие вот мальчишки, которым еще расти, и бегать по этой улице, и пить эту воду.
Всем отмерен свой срок. С одного ведра льется вода в другое, два сосуда, символическое перетекание жизни. Кажется вначале, что много воды, она бесконечна, как жизнь в юности. Пожилой человек уже ценит каждый день жизни, каждую каплю, ведь она может быть последней. И он наслаждается каждым моментом жизни.
Эта работа философская, о нашей с вами жизни, о ее конечности, о смысле. Зритель понимает, о чем работа Андрея Подшивалова « Колодец».
Здесь все просто. Деревенская красота - в простоте, в природной чистоте воды и людей, деревенского образа жизни.
Это работа об истоках нашей жизни, о местах силы, что дают нам жизненную энергию. Это – земля, мать, сын и сама жизнь. Картина наполнена добротой, глубоким смыслом. Созерцая эту картину, хочется жить и быть причастным к этому великому таинству жизни, которая зарождается, растет, живет и умирает. Вечный круговорот воды в природе, и вечный круговорот жизни. И это повторяется от поколения к поколению.
Художник иносказательно говорит об этом. Он говорит о вечности.
Художник сделал работу вертикальной по композиции, не только для того, чтобы колодец- журавль, главный объект на картине смог разместится во весь рост. Он тоже символичен, он как бы связывает небо и землю, он уходит в небо, в кажущуюся пустоту, но там черпается небесная чистота. Связь неба и мощи земли, небесной и земной энергии, которая аккумулируется в колодце, в колодезной воде.
Две энергии, две субстанции, два начала, земное и небесное, показаны в работе. А колодец это - проводник, объединяющий все. Эти силы необходимы друг другу, и композиционное решение картины это подчеркивает.
Жалко, что сейчас не встретишь в деревнях колодцев-журавля. Это очень красивые, аутентичные сооружения, где видна мудрость наших предков, их практицизм. Если смотреть издалека, как кто-то набирает воду, то появиться ощущение, что великан кланяется, молится перед землей. А потом из земли, из темноты на свет
божий поднимается ведро воды, прозрачной, чистой и прохладной, как вселенская ценность.
Люди берут эту воду, пьют, чтобы жить.
В этом как раз и есть символика и божественная красота. Люди кажутся маленькими рядом с журавлями, и начинаешь понимать истинный масштаб происходящего, соотношение человека и недр земли. Картина «Колодец» восхищает своим профессионализмом и правдивостью. Андрей Подшивалов вышел из такой же деревеньки, пас коров, был кочегаром, и только потом поступил в Суриковский институт и смог получить прекрасное образование.
Андрей Подшивалов виртуозно владеет кистью. В этой работе мы видим его блестящее мастерство, и как рисовальщика, и как живописца. Он очень известный мастер в России и за рубежом. Художник часто занимает первые места в различных международных и российских конкурсах. И это не случайно, ведь уровень его работ очень высок, и с точки зрения содержания и наполненностью смыслом, и с точки зрения формы, как это все сделано и написано.
Андрей Подшивалов продолжает много работать, пишет картины и остается верным своей главной теме: российская деревня, жизнь простого народа в деревне.
Эго творчество вызывает большое уважение и признание. Андрей Подшивалов еще будет оценен нашими потомками, и мы будем гордиться, что жили с таким современником.
03.06.2020