Найти тему
ГК «КОРТРОС» Live

Венчурные инвестиции для новичков и ситуация «идеального шторма» для стартапов: второй онлайн-выпуск «Академии хедлайнеров»

Оглавление

Дорогие друзья! В первом выпуске «Академии хедлайнеров» в рамках онлайн-проекта ГК «КОРТРОС» «КОРТРОС LIVE» эксперты обсуждали искусство в изоляции. 28 мая прошел второй эфир на тему «Стартапы в идеальный шторм», и сегодня мы узнаем, как обстоят дела у отечественных стартапов, за счет чего удается выживать во время кризиса и какие перспективы ожидают инвесторов и стартаперов в посткарантинном мире.

Модератором эфира выступил шеф-редактор телеканала РБК Кирилл Токарев. Участниками онлайн-дискуссии были действующие предприниматели и «бизнес-ангелы» – эксперты «Академии хедлайнеров»:

  • Дмитрий Богданов, исполнительный директор Фонда поддержки социальных проектов.
  • Игорь Калошин, бизнес-ангел, CEO клуба венчурных инвесторов Angelsdeck.
  • Дмитрий Калаев, директор акселерационных и образовательных программ ФРИИ.
  • Тимур Сайфутдинов, CEO компании MaxBionics, занимающейся разработкой нового поколения адаптивно-механических протезов.

Как стартапы проживают этот уникальный кризис

Дмитрий Богданов отметил, что сектор социального предпринимательства не особо сильно прочувствовал этот весенний шторм. Портфельных инвестиций практически не было. Уже несколько лет как социальные предприниматели отказались от взаимодействия с инвесторами, сосредоточив внимание на привлечении других, зачастую бесплатных ресурсов.

-2

Сами по себе 2 месяца карантина глобально ничего не меняют. Единственное, что стартапы, занимающиеся чем-то дистанционным, могут показаться инвесторам более перспективными, и как следствие – более переоцененными, провоцируя появление «пузыриков».

Дмитрий Калаев также обратил внимание на рост стартапов, которые полностью или частично ориентированы на онлайн-услуги. Например, в их портфеле есть такие направления как образовательные проекты для школьников и онлайн-гейминг. В то же время у проектов, которые полностью завязаны на оффлайн-услугах, например, сопровождением детей из дома в школу и обратно, спрос упал в «ноль». Но эти компании смогли перестроиться, сотрудники быстро переквалифицировались в курьеров, спрос на услуги которых стремительно вырос.

-3
Таким образом, ситуация с пандемией для некоторых компаний стала огромным рывком вверх – такого роста, который у них случился за неделю, ранее можно было ждать годами.

Инвесторы сейчас занимают более выжидательную позицию. Для них сейчас открыты прекрасные возможности вложиться в уже зрелые стартапы, прочно стоящие на ногах во время кризиса, но по цене гораздо ниже той, которая была еще полгода назад.

Игорь Калошин обратил внимание, что основной тренд последних лет – это всё же постепенный переход в онлайн. «Зеленый кризис» заставил пройти вынужденную проверку, как можно жить в онлайне, когда оффлайн недоступен. Повлияло это на всех, но кому-то кризис пошел на пользу, а кому-то нет — например, полностью исчез оффлайн-маркетинг.

-4
С точки зрения задач и стратегий для венчурного инвестирования ничего кардинально не изменилось: всё так же необходимо распознать будущего «чемпиона», с которым можно будет дойти до «победы». Глобально правила игры не изменились.

Дмитрий Калаев согласился, что для инвесторов ранних стадий ничего особо не изменилось. Но для инвесторов поздних стадий, на фоне падения оценок крупных компаний, произошли серьезные изменения, требующие принятия сложных решений. Нужно выбирать: или выходить на IPO, когда уже весь рынок просел, или же вашу компанию поглотит более крупный игрок рынка, но тоже на менее выгодных условиях.

В любом случае эта просадка в конце инвестиционного цикла стала заметной. Например: Airbnb, Uber – все ощутили эту просадку, но кардинально правила игры не поменялись. Просто суммы, в которые до этого оценивались стартапы, стали меньше.

-5

Тимур Сайфутдинов отметил, что стартапы всегда находятся в кризисе, и это вовсе не шутка. Любой бизнес на стадии роста ощущает малейшие колебания, чего уж тут говорить о вынужденном карантине. Что касается его компании MaxBionic, занимающейся разработкой уникальных технологий в области протезирования, то цены на подобную продукцию всегда остаются на высоком уровне, поскольку предложение ограничено.

Тренды, навеянные кризисом

По мнению Дмитрия Калаева, одним из результатов карантина стало преодоление некоего психологического барьера, показавшего, что работать дистанционно вполне возможно. И в этом контексте будет сильно расти «цифровое кочевничество»: когда люди захотят по полгода работать, например, из Парижа, потом из Лондона, Таиланда – перемещаясь по всему миру.

Это тренд, он долгосрочный, причем влияющий и на другие отрасли, в том числе и на недвижимость. Поскольку нет разницы, откуда работать удаленно.

Если раньше были опасения, что без появления в офисе ничего не получится, то сейчас этот барьер пройден. Для этого требуется множество специальных инструментов, позволяющих вести бизнес удаленно. Не удивительно, что это позитивно отразилось на росте капитализации Zoom, которая увеличилась в 2 раза за время карантина и составила 50 млрд долларов.

Игорь Калошин также отметил перспективность стартапов, предлагающих решения для удаленной организации бизнеса. Одно дело – обеспечивать процесс работы в офисах, другое – правильно ставить KPI и контролировать сотрудников в онлайне.

Что касается образовательной сферы, то теперь стартапам не нужно доказывать, что МОЖНО учиться онлайн. Сейчас уже такой вопрос не стоит. Нужно сосредоточиться на том, КАК сделать процесс онлайн-образования максимально эффективным.

-6

Перспективы всеобщей цифровизации

Дмитрий Богданов подчеркнул, что социальное предпринимательство – это всё же оффлайн. Не могут детские садики, фестивали, экологические проекты перейти в онлайн. Да и всей семье сидеть дома, выполняя несколько видов работ и одновременно нянча детей – это уже возврат в XIX век. Поэтому всеобщая цифровизация вряд ли возможна, но молодежь однозначно пойдет в онлайн. Что касается IT-сектора – он и так там уже был. Поэтому и остается одним из наиболее привлекательных для инвесторов.

Всё, что касается систем дистанционного управления командой, онлайн-образования, повышения конверсии сайтов и их разработки в один клик – всё это приобретает еще большую ценность и перспективы после выхода из кризиса.

Что касается социального сектора, то Дмитрий Богданов посоветовал обратить внимание на частные дома престарелых и частные службы сиделок.

Отвечая на вопрос от зрителей, сможет ли кризис очистить рынок от «пузырей» и выживут ли актуальные стартапы, Дмитрий Калаев ответил, что теперь у инвесторов появился такой термин как «верблюд». Это стартап, который может без внешней подпитки пройти тяжелые времена. Что касается «пузырей», то именно сейчас в перегретых нишах и появятся новые раздутые проекты…

Венчурные инвестиции для новичков

Дмитрий Калаев рекомендовал выделять на венчур не более 10% свободных средств. Нужно рассматривать не отдельные вложения, а подбирать инвестиционный портфель. Как это сделать:

  • Первый вариант – это присоединиться к фонду, фактически передавая деньги в управление. Но ориентироваться на результат нужно не ранее 3-5 лет, что позволить себе может далеко не каждый инвестор.
  • Второй вариант – это воспользоваться сервисами, помогающими подобрать стартапы, в которые инвесторы уже собираются вкладываться. Вы просто доверяете выбору экспертов.
При этом с 1 миллионом рублей выходить на рынок венчурных инвестиций – не слишком рационально.

Игорь Калошин поддержал мнение коллеги, что инвестировать нужно портфелем, а чтобы увеличить вероятность успеха и действительно заработать, нужен доступ к хорошим сделкам, которые просто так на поверхности не лежат.

Это как по аналогии с инвестициями в недвижимость, где хорошие предложения разлетаются как горячие пирожки.

Как не сломаться и выжить во время этого «идеального шторма» – советы экспертов

Небольшой совет от Тимура Сайфутдинова: для начала достаточно запустить грант на 500 тыс. рублей. Этого хватит, чтобы развить идею. И только потом переходить на более высокие уровни финансирования – 4-5 млн рублей. Этого достаточно, чтобы закрыть грантами одного «бизнес-ангела». Не всегда, конечно, можно найти государственные деньги, но в большинстве случаев это возможно, что является отличным инструментом для стартапера.

В ситуации, когда опускаются руки, Дмитрий Богданов предлагает написать заявку, но не на грант, а на государственную субсидию. Это возможность получить те же деньги, о которых сказал Тимур. Дмитрий уверен, что в России всегда можно найти финансирование, но самое главное – это начать работу сейчас, во время кризиса, и не останавливаться.

Дмитрий Калаев отметил, что гранты и инвестиции – это хорошо, но вы должны приносить пользу клиентам: чтобы они платили и приносили прибыль. А «инвесторы» – это не про спасение бизнеса, это про его масштабирование. Две простые рекомендации, как не сойти с ума во время кризиса, от Дмитрия Калаева:

  • Думайте про перспективы через 2-3 года. Глобально ведь ничего не поменяется: вы же планировали к этому времени «захватить весь рынок»?
  • Любите то, что вы делаете! Тогда вы найдете силы и возможности преодолеть любые трудности, занимаясь любимым делом.

Игорь Калошин, подводя итоги, напомнил, что рубль, полученный от клиента, на порядок важнее того же рубля, полученного от инвесторов или государства. Если вы делаете хороший большой бизнес – вам не обязательно нужен венчурный инвестор. Вовсе нет. Но если есть амбиции кратно расти и «завоевать мир», то в хорошем партнерстве с венчурными инвесторами это возможно.

Подводя итоги, пожелаем всем стартаперам и инвесторам достойно пройти этот кризис, и напоминаем, что это был второй выпуск проекта «Академия хедлайнеров». Подписывайтесь на официальные YouTube-каналы GC KORTROS и KОРТРОС LIVE, чтобы не пропустить следующие выпуски:

  • «Зачем миру эта пауза?».
  • «Кризис-менеджмент человеческих ресурсов.