Найти тему

За пару часов до... Воспоминания члена партизанского полка смоленщины.

Всем привет! В этой статье вы прочтёте о событиях, которые предшествовали освобождению советской армией Смоленска. Как известно, первые партизанские отряды были сформированы еще в самом начале войны. Тогда эти соединения имели стихийный характер и состояли в основном из местных жителей и избежавших плена Красноармейцев. Однако уже в конца 1941 года партизанским отрядам оказывалась полномасштабная поддержка в виде поставок окружение, боеприпасов, средств связи, взрывчатки, отправок опытных диверсантов. Партизанские группы, отряды, и даже целые партизанские армии появлялись почти на всех оккупированных коалицией Ось территориях. Та же участь постигла и смоленщину, на которой размещался один из партизанских полков, о котором и пойдёт речь.

Далее цитаты:

Разбитые под Курском и Белгородом гитлеровцы отступали. Части Красной Армии, преследуя врага, к концу сентября 1943 года преодолели многочисленные рубежи вражеской обороны и приближались к границам Белорусии.

Наш полк в это время действовал в междуречье Прони и Днепра. Днем и ночью громили мы вражеские обозы, рвали перед отступавшими фашистскими частями мосты, пускали под откос эшелоны с живой силой и награбленным имуществом. Однако в этот период была у нас и ещё одна не менее важная задача — спасение советских людей, угоняемых фашистами в Германию. Никогда еще, кажется, жизнь Партизанского полка не была столь насыщенной разнообразными событиями и эпизодами.

Стояли ясные, погожие дни ранней осени. Штаб полка располагался в небольшом лесочке. Сюда время от времени пребывали конные и пешие связанные с донесением и подразделений. Я просмотрел боевые донесения батальонов за 25 сентября. Что же делал в это время полк в смоленских партизан?

Под Пропойском взводы 1-го батальона под командованием И. В. Лыхина и И.В. Сафонова атаковали фашистскую колонну, сожгли 10 автомашин, уничтожили десятки гитлеровцев. Под Чаусами батальоны Ивана Матяша, удерживая большак, вели успешные бои с отступающими вражескими подразделениями. Он доносил, что разбита колонна автомашин, убито 50 захватчиков, взяты пленные. Подрывники 4-го батальона между Быховом и Рогачёвом пустили под откос эшелон с живой силой. Взвод Вячеслава Щербакова из 3-го батальона освободил 500 советских граждан у деревни Лесная, которая прославлена в веках битва Петра Великого со шведским корпусом Левенгаупта. Партизаны под командованием Семёна Иванова наголову разбили конный обоз противника из сотни повозок и взяли богатые трофеи. Самостоятельно действовал западнее Кричева отряд Ивана Волчкова, а восточнее Могилёва — 17-я бригада Николая Китаева. Их успехи были нам очень дороги: оба формирования создавались при участии нашего полка.
Отряд возвращается с задания
Отряд возвращается с задания
В штаб беспрерывно поступали донесения. Конная разведка в составе 7 человек при старшем Василий Агапова организовала в деревне Бовки засаду на вражеские разъезд. В бою было уничтожено 18 школьников, взято 14 лошадей с седлами. Взвод Григория Синдеева, посланный в засаду на большак, под вечер приехал на трофейных велосипедах: полностью уничтожил большую группу самокатчиков. Командир взвода Николай Ренгач разбил обоз, захватил много медикаментов и перевязочного материала.

Это были дела всего одного дня. А вечером радио принесло радостную весть: Смоленск освобождён!
Я и сейчас слышу тут знакомый голос, читавший сводку "В последний час". В металлическом тембре звучало радостная взволнованность: " Смоленск отбит советскими войсками! Свобода пришла на древнюю, истерзанную фашистской нечистью землю! "
Примерно так это выглядело
Примерно так это выглядело
В эти минуты под штабной сосной у белорусской деревне красная Поляна происходило что-то невероятное. Радовались все, кричали " ура!", бросали вверх фуражки, целовались, качали радиста Ершова. Ведь это он ещё с наушниками на голове первым выкрикнул:
Смоленск взят!
Кто-то не выдержал и выпустил воздух длинную на пол диска очередь из автомата. Гришин немедленно приказал:
Прекратить стрельбу!
Это немного охладило неуёмный взрыв радости.
Всегда спокойный и немногословный , Иван Арсеньевич Стрелков, только что высвободившийся из восторженных объятий партизан, гладил по голове прильнувшего к нему 14-летнего Колю Митченкова, прошедшего с полком почти весь путь и прозванного за простодушный детский юмор "Швейком". Комиссар что-то говорил Коле, а у самого на глаза навернулись Счастливые слёзы. Трудно было представить себе комиссара, плачущего от горя и страдания. А вот радость расплавила его сердце.
Все, кто был в эти минуты у штаба, окружили радиста. Ершов снял наушники, добавил напряжение, и из них послышались негромкие слова чтеца...
Верилось, что не за горами освобождение и Белорусии. Мы же, партизаны, посильно поможем красной армии в этом.

Вот так смоленская земля провожала "гостей" и принимала освободителей.

  • Источник: "Дорогами боевого братства", автор Н. И. Москвин, глава "Смоленск освобождён"