Пустая, абсолютно темная сцена. В круге света от прожектора сверху стоит кровать на которой лежит средних лет мужчина в пижаме. На стуле радом с кроватью сидит мужчина такого же возраста с папкой, листами бумаги, гусиным пером и что-то пишет. На его плечи накинут белый халат.
- Ваша Фамилия?
- Соболь.
- Имя, отчество?
- Андрей Михайлович. Вообще-то Израиль Моисеевич…
- Вы еврей?
- Это имеет значение?
- Значит еврей. Сколько вам лет?
- Тридцать семь.
- Какой сейчас год, месяц и день?
- 6 июня 1926 года, понедельник. Проверяете мою адекватность? (с грустной улыбкой)
- Не обижайтесь. Стандартная процедура.
- Что делали сегодня ранним утром возле памятника Пушкину А.С. на Тверском бульваре?
- Гулял.
- С наганом в руке? (поднимает глаза и пристально смотрит на Андрея)
- Случайно прихватил из дома. (пожал плечами)
- Со слов влюбленной парочки, которая тихо сидела на скамейке возле памятника, вы кричали «возьмите у меня револьвер, возьмите, а то я застрелюсь…». Было такое?
- Было. (вздохнул) Но ведь они не взяли, убежали. Они вообще-то все не так поняли.
- Сложно понять возбужденного человека с огнестрельным оружием в руке на пустынной улице. Вы их здорово напугали.
- Вчера была годовщина со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. 127 лет, (трет ладонью лоб) лет. Я прочитал статью. В ней говорилось, что если бы Пушкин получил бы ранение сегодня, то его бы спасли. Я решил проверить.
- Проверили?
- Попытался.
- Отмечали? Пили?
- Нет, что вы! (помолчав) Немного…
- Понятно (со вздохом) ... Род занятий?
- Писатель-поэт. (пауза, задумался и добавил) Точнее Поэт-писатель.
- А еще точнее? (с иронией)
- Вам смешно? (с легкой обидой)
- Да, как вам сказать? … (опускает руки на колени, какое-то время смотрит на Андрея молча и серьезно). Сейчас главное,- это вы. (Опомнился) Обо мне потом. Расскажите о себе. Время у нас немного. Минут тридцать, не больше.
- А потом? (взволновано)
- А потом операция. Вы же хотели современные методы лечения. Вы же, наверное, хотели, чтобы в вашем лице спасли Александр Сергеевича? Кстати, меня зовут Александр Сергеевич. Я следователь московского угрозыска, старший лейтенант. Прям как камер-юнкер, «неприлично по моим летам».
- Итак слушаю вас.
(Андрей поднялся с кровати и стал расхаживать взад - вперед и рассказывать. Ходит нормально, как будто никаких повреждений нет)
- Родился в 1879 году, в Саратове. Отец рано умер. Хорошо учился. 1902-1906 – революционер агитатор, с 1906 по 1909 каторга. Бежал. Террорист, бурлак, политический эмигрант, комиссар, журналист. Как-то так. Сейчас Секретарь Союза писателей.
- Семья?
- Давно в разводе. Сын, Марк, 8 лет. У него большое будущее. (остановился и мечтательно, с доброй улыбкой смотрит в даль зала)
(Александр пишет пером и соглашаясь кивает головой)
- Где я?!!! (как будто опомнившись)
- Институт скорой помощи им. С.С. Склифосовского. Предоперационная палата. (спокойный голос).
- А почему здесь так темно и нет врачей, медицинских сестер?! (беспокойно, торопливо ложится в кровать кутаясь в одеяло, приподнимается и еще раз озираясь вокруг)
- Это вам кажется. Всё здесь есть. Просто вы под действием наркотических препаратов. Вас готовят. (голос спокойны и немного усталый, достает карманные часы) Через 20 минут начнется операция.
- Все это очень странно... (натягивает одеяло до уровня глаз)
- Что вы говорите!!! (Взрывается Александр рывком поднимаясь со стула) Я между, после ночного дежурства, должен быть дома, сладко спать, а не разгадывать ваши писательско-поэтические бредни утонченных натур!!! … Извините. (Садится, поднимает уроненные бумаги)
- У вас дома найдена записка следующего содержания (достает из кармана и разворачивает лист бумаги) «Объяснять нечего – ты сам все можешь понять. Я хотел одним ударом все распутать – и сорвалось. Но не думай, что я ухожу из-за денег. Это – только маленькая капля, переполнившая огромное ведрище с весьма застоявшейся водой.
Что касается того господина (с Большой
) – то если он появится на сцене – ты все можешь взвалить на меня.
Ну, прощай, милый. И не упрекай меня, ты даже не можешь представить себе, как мне тяжело и горько. Твой Андрей»
Можете как-то пояснить ее содержание?
(Мучительно мотает головой. Молчит)
- Там же все написано. (свет гаснет)