Практически каждый слышал, об эффекте ударной звуковой волны, в момент преодоления самолетом, звукового барьера. Некоторые наивно рассуждают, что данный эффект носит кратковременный характер. Редкие свидетели этого явления думают, что гром и грохот возникают именно в момент преодоления звукового барьера, а далее ни чего интересного в движении самолета не наблюдается. В на самом деле процессы, сопровождающие полет самолета на сверхзвуке и в дальнейшем, несут в себе массу интересных явлений.
Во-первых, звуковая ударная волна после преодоления самолетом, сверхзвукового барьера никуда не исчезает. Она как бы продолжает следовать за самолетом, причем ее воздействие на окружающую атмосферу и предметы тем сильнее чем быстрее летит самолет. Конус фронта звуковой ударной волны тем острее, чем быстрее летит самолет. При скоростях полета в районе 1.5-2 Маха воздействие ударной звуковой волны рядом с самолетом настолько значительно, что может сравниться с эффектом от взрыва артиллерийского снаряда. Двигаясь на сверхзвуке самолет как бы тащит ударную звуковую волну за собой. Внешне это явление очень напоминает след, который оставляет корабль двигаясь по воде. Волны сильнее вблизи корабля, а угол их распространения зависит в основном, от скорости корабля.
Поэтому если над нами пролетит самолет, летящий на сверхзвуке на много больше, чем 1 Мах, то на земле мы услышим хлопок, а потом гул удаляющегося самолета. Причем нас спасет именно высота, на которой, над нами, пролетел самолет. При высоте полета, около 10 км этот хлопок будет не очень громким, Мы его даже навряд ли правильно оценим, так как сам самолет при такой высоте полета будет от нас уже на расстоянии 12-15 км. Ну а если представить, что самолет на сверхзвуке пролетит над нами на высоте 50-100 метров, это будет уже совсем другая, очень печальная история. Ударная волна будет порядка 200 КПа, что в разы больше смертельного порога для человека и такая ударная волна способна разрушить практически любое строение и технику.
Ученые и инженеры давно «приглядывались» к эффекту ударной звуковой волны, в далеко не мирных целях. Самолет или ракета на сверхзвуке - порядка 1.5-2 маха на низкой высоте, представляет собой очень грозное оружие. Фактически, такой летательный аппарат, при своем движении на сверхзвуке на высоте 50-100 метров, оставляет под собой мертвую полосу шириной 50-100 метров. Такие эксперименты проводились крайне редко, так как они смертельно опасны для самого самолета и летчика.
- · Нужно понимать, что ударная звуковая волна, обладая огромной силой, отражаясь от земли, на предельно низкой высоте, может мгновенно разрушить сам самолёт.
- · Режим полета на сверхзвуке, да еще на малой высоте, очень и очень, энергозатратный. Не каждый реактивный самолет способен и рассчитан, на то, чтобы разогнаться до сверхзвуковой скорости на малой высоте.
- · Двигаясь на сверхзвуке корпус самолета сильно разогревается от трения о воздух, а вовремя движения на сверхзвуке у поверхности земли, это происходит еще интенсивнее. Поэтому о длительном полете на сверхзвуковой скорости у поверхности земли никто и не мечтает.
Но при советской власти, ученые и инженеры всерьез ставили перед собой задачу, создания такого сверхзвукового разрушителя. Проект подобного военного самолета M-25 успешно разрабатывался и назывался в узком кругу «адский косильщик». Жаль, но данный проект так и не был реализован.
Тем не менее, даже сейчас военные самолеты, обладающие мощной силовой установкой, могут кратковременно, «наделать шума» в боевых порядках противника. Но однозначно, такой боевой прием, очень опасен для летчика и сложно выполним на практике, так как разогнать самолет на сверхзвуке и управлять им на малой высоте, это не только искусство пилотирования, но и огромное везение и риск для пилота. Фактически максимального воздействия можно долбится именно в момент преодоления звукового барьера когда скорость самолета равна 1 Мах. Поэтому на практике по неподтвержденным данным советские пилоты применяли подобный прием пикируя вниз, преодолевали звуковой барьер у самой земли, в точки цели, потом сразу уходили вверх, так как важен был именно момент перехода на сверхзвук. Поэтому мы слышим именно звук выстрела -"БАХ", а не постоянную канонаду и грохот, даже если самолет продолжает лететь на сверхзвуковой скорости.