Найти тему
От ума/Без ума

Не до джаза...

Недавно я прочитала книгу Дафны дю Морье «Ребекка» и решила посмотреть экранизацию. Режиссером выступил сам Альфред Хичкок, поэтому пройти мимо и забыт не получилось бы.

Я с удовольствием погрузилась в кинокартину. Фильм мне очень нравился: мастерски сделанный саспенс, прекрасная игра актеров, новаторская работа со светом и камерой.

ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ!

Кадр из фильма "Ребекка"
Кадр из фильма "Ребекка"

И, наконец, наступает кульминационный момент (в книге он был одним из моих любимых): Макс признается своей жене в том, что он убил Ребекку. Вместе с героиней испытываешь облегчение, но в то же время и страх за героев! Стоп... Или не признается?

Я была удивлена: я же точно помню, что в книге он был убийцей. В фильме же смерть Ребекки — несчастный случай.

Досмотрев фильм, я побежала читать статью на Википедии, надеясь, что найду объяснение такой странной перестановке. И нашла.

История

Кодекс Хейса
Кодекс Хейса

Оказалось, что с 1920-ых годов в США существовал «Кодекс Хейса». Он представлял собой свод цензурных правил, при несоблюдении которых, фильм не вышел бы на большие экраны. Странно, с чего бы взяться этому кодексу? Если герой был убийцей в книге, с чего бы оправдывать его в фильме?

Если вспомнить историю, то первый фильм был снят всего лишь в 1895 году. Кинематограф еще не был признан аудиторией: ему предстояло бороться за свои права, привлекать публику. А что любит публика? Погорячее, поострее, что-то провокационное. Однако, кинематограф не был упомянут в первой поправке к конституции США (о свободе слова). Фильмы вызывали множество жалоб и протестов со стороны христианских общин, во многих штатах фильмы просто запрещали к прокату. Внешнее давление на кинокомпании росло, поэтому они решили создать внутреннюю цензуру, заместо того, чтобы она ждала их снаружи. Президенту Ассоциаций Производителей и Прокатчиков (а также бывшему старосте пресвитерианской церкви) Уильяму Хейсу была заплачена огромная по тем временам сумма, чтобы он составил свод правил. Так и появился «Кодекс Хейса».

Не много ли противоречий?

Кадр из фильма"Касабланка" (ему тоже "досталось" от кодекса)
Кадр из фильма"Касабланка" (ему тоже "досталось" от кодекса)

Когда кодекс был объявлен, на него разу же начались нападки со стороны либеральных журналов.

К примеру, представители духовенства не должны изображаться в черном цвете, должны нести только мудрость и добро. Но что прикажете делать с историческими событиями, когда священнослужители вели себя не самым подобающим образом?

А также:

  •  Расовое смешение (половые отношения между представителями белой и чёрной расы) запрещается.
  • Половая гигиена и венерические заболевания не должны являться темой для кинофильмов.
  • Сцены деторождения не должны изображаться ни в явной, ни в косвенной форме.

И:

  • Явное кощунство и богохульство (включая упоминания Бога, Господа, Иисуса Христа, кроме подобающих случаев, употребление слов и выражений «дьявол», «сукин сын», «чёрт», «О Боже!»), а также употребление иных кощунственных или вульгарных слов и выражений запрещается.
  • При изображении спален необходимо руководствоваться соображениями хорошего вкуса и такта.

А также недопустимость демонстрации отношений вне брака или супружеских измен. В общем, все, чтобы поддерживать в зрителях уважение к священным брачным узам.

Как все сошло на нет?

Кадр из фильма"В джазе только девушки"
Кадр из фильма"В джазе только девушки"

Здесь история очень проста. Нельзя было запретить фильмы, приходившие из-за рубежа. Конкуренцию Голливуду стали составлять фильмы итальянского неореализма и французской «новой волны», которые были свободнее. Также на первые позиции стало выходить телевидение, вытесняя кино.

К концу 50-ых годов фильмы стали откровеннее. Фильму «В джазе только девушки» изначально не дали разрешения к показу на экранах, но несмотря на это он все равно стал кассовым бестселлером.

Авторитет кодекса ослаб, а к концу 60-ых уже невозможно было принуждать к его соблюдению.

Бетти Пуп после цензуры
Бетти Пуп после цензуры

«Кодекс Хейса» породил немало анекдотичных (например, актеру, игравшему роль Тарзана, сказали побрить грудь), даже абсурдных (например, Бетти Буп «одели» в длинную юбку и платье с закрытым декольте). Но без него мы бы не знали Голливуд таким, каким он существует сегодня. Что вы думаете о цензуре? Пишите свое мнение в комментариях!