Найти тему
Мир ужасов

“Swamp Thing” (Болотная тварь) (2019)

“Swamp Thing” (Болотная тварь) (2019). Болота Луизианы, если быть совсем точным – озеро Байу. До сей поры главной опасностью этих мест считались аллигаторы. Но скоро Эдди и двое его компаньонов поймут, что появился новый враг. Как только, выбравшись на воду, скинут с моторной лодки три ящика с неизвестным веществом. Атаке они подвергнутся не со стороны зубастых тварей, а кое-чего куда страшнее. Это корни деревьев, растения, внезапно обретшие жизнь. И быстро покончившие с двумя реднеками.

Третий, некто Эдди Койл, чудом выживает, и буквально спустя несколько дней его маленькая дочь Сюзи прямо на уроке в школе чуть не теряет сознание, начинает задыхаться, из носа у нее идет… Нет-нет, не кровь, а странная черная слизь с кусочками листьев. Эпидемия быстро распространяется (четыре человека за сутки!), и на место событий, в крохотный Марэ, приезжает специалистка Центра контроля заболеваний Эбби Аркейн. Пару ей составляет полицейский Мэттью Кейбл, выросший и проживший в этом городе всю жизнь, в городе, откуда Эбби однажды уехала навстречу «большому миру» и добившаяся там немалых успехов. В госпитале мисс Аркейн знакомится с ученым Алеком Холландом, опальным генетиком, работавшим на местного воротилу Эйвери Сандерлэнда.

-2

В чем заключается искомая работа? Догадайтесь с первого раза. Создание мутагенных ускорителей – вот краткий ответ. Частиц, способных изменять живые организмы с невероятной скоростью. В доме Койла Эбби и Мэттью обнаруживают невероятное количество растений, растущих будто бы самих по себе, обвивающих стены и двери, источающих уже знакомую зелено-черную слизь. И доктора Холланда, проникшего сюда ради образцов. И еще одного мужчину. Вернее, неведомое науке существо, похожее на скелет homo sapiens, обвитый водорослями. Из привычного, знакомого – только лицо. И это лицо мертвеца когда-то принадлежало рыбаку-отцу Сюзи.

Справедливо полагая, что именно Эйвери и Алек отвечают за происходящее в Марэ, мисс Аркейн пытается докопаться до правды – а ученый и не прочь ее рассказать. Последние семь месяцев он искал участки с наибольшей мутагенной активностью и в воде обнаружил загадочное вещество, которое, в частности, превращает обыкновенный луизианский мох в нечто, растущее в геометрической прогрессии. А потом в морге оживает Эдди, по-прежнему не похожий на себя прежнего, разваливаясь на части, ежесекундно трансформируясь, обретая все больший объем, нападая на Холланда, Сюзи и Эбби. Избавиться от монстра удается только при помощи огня. Чуть позже, по-прежнему в рамках собственных исследований, проводимых теперь вместе с «вновь-вернувшейся», Алек идет на болота ночью, где и погибает. Чтобы… что?

Первый эпизод сериала, созданного по мотивам одноименного комикса и фильма 1982 года, как минимум, внушает уважение. За счет отменных спецэффектов, ряда действительно страшных моментов, удивительных трансформаций чудовища и вечно популярной темы возникновения очередного смертельного вируса, меняющего людей. И, конечно, их убивающего. С лентой Уэса Крэйвена – ничего общего. Тот был помесью семейного хоррора, мелодрамы и комиксной love story про Монстра-Супергероя, ужасного снаружи, но доброго внутри. О восьмидесятых напоминает лишь камео Адриен Барбо, экс-супруги Джона Карпентера, что сыграла в «Болотной твари» 38-летней давности главную роль.

-3

Из известных имен также можно упомянуть Вирджинию Мэдсен («Дюна», «Школа зомби», «Кэндимэн», «Призрак дома на холме», в данном случае – миссис Сандерлэнд). Не обходится без драматического налета: жена Эйвери винит в смерти своей дочери-подростка именно сбежавшую из Марэ Эбби, которая тогда пыталась спасти девочку, но не смогла. И, как водится в книгах Стивена Кинга и сериалах, за душой у каждого из героев – грешок, у кого полегче, у кого потяжелее. Разумеется, Аркейн/Холланд – не исключение. И оба исключительно симпатичны, как внешне, так и с точки зрения личностных характеристик. Мелодрама, вернее лишь ее слабый налет, - в наличии. А вот от комикса да «семейности» не осталось ровным счетом ничего. Слава богам за это.

Однако первый эпизод почти всегда хорош. Достаточно вспомнить триумфальное начало девятого сезона «Американской истории ужасов», которая потом скатилась в черт-те что. В сериальном формате главное – не увлечь зрителя, а удержать его, при этом не перемудрив с сюжетом, не затянув его и не превратив пролог в то, что ну никак не вяжется с эпилогом. Тем более что «Болотной твари» ровно после первых десяти серий дали не зеленый, а красный свет, благополучно сериал похоронив. Чутье и внутренний голос никогда не обманывают: то, что стартовало как замечательный микст «Нечто» со «Штаммом», превращается в розовые сопли пополам с бесконечными диалогами. Причем уже со второго сегмента.

Да, отличные съемки, да, отличная работа гримеров, да, отличная графика (там, где она есть). Но фактически на первой серии просмотр можно и закончить. Конечно, фильм Крэйвена не был шедевром. Не говоря уже о его сиквеле. Но чем дальше в лес, тем лучше понимаешь как зрителей, так и продюсеров. Сценарий превращается в бесконечную пляску кросс-курса валют, появляется бесконечное количество сюжетных линий, ненужных персонажей, не обходится без столь популярной нынче ультратолерантности (для истории совершенно ненужной), экшен то умирает, то его становится слишком много… Неужели это наше будущее? Смотреть «Викингов» вместо «Белого викинга», «Игру престолов» вместо «Властелина колец», «1984» вместо «Пятницы 13-й» и «Болотную тварь» вместо «Нечто»? Прочь, прочь такие мысли…

4/10

Оригинал публикации: https://stalhammar.livejournal.com/871412.html

Канал можно поддержать в наше непростое время, переведя любую посильную сумму на карту Тинькофф-банка: 5536 9138 0135 7621. И спасибо всем, кто это уже делает!