Соглашусь, весьма непросто окончить школу в условиях всеобщей самоизоляции.
Поверьте, значительно сложнее в той же самой ситуации выпуститься из музыкального училища.
Вчера гоняла на метро в самый центр, на Арбат - по срочным школьно-садовским делам. Конечно же, не могла не заглянуть на любимую работу, в училище... Подумала - а вдруг открыто!
Открыто... Пожалуйста, захаживайте.
Охрана, хозчасть и бухгалтерия - на месте, директор и три заместителя бывают наездами. Педагоги сутками у экранов домашних компьютеров.
Сердечно поздравив меня с возвращением из декрета (говорят, меня, не познавшую онлайн-педагогики, неоднократно вспоминали как объект белой зависти...), главный бухгалтер поделилась грустью.
Двое студентов переболели в мае ковидом, из них одна девушка похоронила отца. Семье оказали помощь...
Новый набор (а я в приёмной комиссии) сдвинули - с обычного начала июля на конец августа. Это всё проекты.
Госэкзамены волевым решением директора обязали принять по записям. До последнего надеялись, что эдакая дичь не понадобится, но выбора не остаётся.
А ведь люди примерно двадцати лет от роду шли к этим экзаменам всю свою сознательную жизнь.
И пришли...
Я вот уже три месяца твержу, что лично я бы предпочла остаться на второй год, оформить академический отпуск - всё что угодно, но только не участвовать в этом великом коллективном эксперименте по потере качества.
И да, несколько десятков студентов в академы поуходили. Им не отказали, их прекрасно поняли.
Те же, кто остались... делают всё, чтобы только сохранить своё музыкантское достоинство.
Пианистам и музыковедам, как будто бы - чуть легче других: сами себе хозяева, было бы на что сниматься. Было бы кому снимать... было бы ГДЕ снимать (люди очень по-разному живут - и не каждая семья с лёгкостью примет факт демонстрации своего жилища на сайте училища, где "поселятся" записи со всех госэкзаменов).
Было бы НА ЧЁМ играть.
Мне, например, не хватило практического ума в последние дни перед самоизоляцией пригласить настройщика. В результате дочь-третьеклассница (слава Богу, пока у нас ещё не училище - не госы!) отыграла программу НА ЧЁМ ЕСТЬ.
Приличное пианино, не худший вариант. Педагог из музыкальной школы написала нам с кучей грустных смайлов, что отслушивает в день по десятку программ, записанных НА ДАЧНЫХ КОРЫТАХ.
Даже третьеклассникам - тем, что на предпрофе - ставят сейчас оценки по стобалльной системе. Моя дочь получила 92 - и мы прыгали до потолка. Но у неё, извините, полноценный репетитор на самоизоляции есть.
Мама называется.
Училищный люд, к счастью, дорос до того счастливого состояния, когда помощь в разучивании уже не нужна. Несколько предварительных записей (не в зуме, а именно по цельным записям - таков "взрослый" стиль работы), с последующей консультацией педагога - и вот он, вожделенный госэкзамен.
Струнникам, духовикам, вокалистам сложно. Требуется минусовка.
Вставай посреди комнаты, включай фонограмму, зови домочадцев с камерой - и пилИ. Или дуй. Или ори во всю ивановскую.
Минусовка та именуется официально "дистанционный тип работы концертмейстера". Из дома же (с дачи? на корыте?) концертмейстеры высшей и первой квалификационных категорий записывают сопровождающую партию. По нынешней этике - идеально ровно, под метроном. Человеческий фактор нивелируется, с ним теперь сложнее.
Под минусовку учим, под минусовку сдаём. Стабильно, крепко, одинаково.
Ещё есть госэкзамен по камерному ансамблю. О его дистанционной версии предпочту умолчать. Механистично и грустно...
Отдельная песня - хоровое дирижирование. Только вдумайтесь: дирижирование академическим хором!
Девять лет хоровой школы, четыре года профессионального дирижёрского пути. Очень красивая, человечная, открытая, "праздничная" специальность для харизматичных людей. Возможно, я рассмотрю её для своей дочери - чтобы характер воспитывала.
И что же? Видеозапись хоровых партий. Монтаж "хоровой мощи" силами училищных системных администраторов. Дирижирование на камеру - из дома, перед экраном с этим самым монтажом.
Диплом, братцы.
Кстати, оркестровый класс временно отменён. И на том спасибо! Ограничились сдачей партий, получили оценки. Молодцы, учите специальность, пишитесь дальше.
Спрос на недорогие видеокамеры возрос. Знаю, сама купила в начале мая...
И всё-таки... Училище будет жить. Как и консерватория, про которую я тоже всё подробно знаю, но рассказывать не буду. Я там не в штате...
А наш коллектив - неравнодушный. Я верю в своих коллег, которым сейчас ТАК досталось.
Я не умею работать онлайн - и не хочу учиться. Я хочу смотреть людям в глаза... и воспитывать их уши. А мой муж - учитель математики в том же колледже, ныне крупный спец по заочке и онлайну - даже готов нянчить часами нашу малышню.
Чтобы выпустить меня поработать.
Отечественное детско-юношеское образование в сфере искусства проходит, волею судьбы, дерзновенную проверку на прочность.
Как человек изнутри системы - я в него верю. Справимся, оживём, воспрянем духом.
Но иногда кажется - лучше помолчать, даже просто отдохнуть, чем городить весь этот видеоцирк.
Набраться сил для новых свершений. Ради публики, ради слушателей.
А слушатели всегда найдутся... для тех музыкантов, кто реально хорош в своём деле.