Найти в Дзене
Киноведьма

Фильм "Черная смерть": звезды "Игры престолов" сражаются с пандемией в мрачном Средневековье

Фильм "Черная смерть" (2010 г.) я уже видела некогда, но сейчас, в обстановке всеобщей короновирусной истерии он смотрелся совершенно с иным чувством. Пробирающим до костей.

Итак, Европа, 1348 г. Бушует эпидемия чумы, уносящая как безжалостный смерч, миллионы жизней. Послушник одного из британских монастырей Осмунд (Эдди Редмейн) пытается спасти свою возлюбленную Авриль (Кимберли Никсон) от болезни и уговаривает ее переждать бедствие в лесу - такой вот средневековый вариант самоизоляции. Да и сам помышляет сбежать из монастыря и присоединиться к ней. Тем временем в монастырь прибывает посланник епископа рыцарь Ульрик (Шон Бин), ищущий проводника для поиска затерянной в болотах деревни. По слухам, ее жители занимаются колдовством и некромантией, и потому чума их не коснулась. Осмунд соглашается провести их туда в надежде встретить в лесу Авриль. Когда посланники святой церкви прибывают в деревню, они обнаруживают там на первый взгляд обычных крестьян и очень странную женщину - Лонгиву (Карис ван Хаутен) - то ли старосту, то ли деревенскую колдунью. И это только начало мрачной истории, финал которой, хоть и ожидаемо трагичный, но все же поражает неожиданным залповым выстрелом.

Фильм любопытен во всех отношениях. Атмосфера средневековья создает потрясающе-отталкивающий эффект присутствия: грязь, улицы, заваленные обезображенными трупами, мрачные околорелигиозные ритуалы типа флагелляции.... Далеко не романтичный, но довольно достоверный образ страшной эпохи.

-2

Актерский состав великолепен! Шон Бин притягивает взор суровой мужественностью, балансирующей на грани звериной жестокости. И кстати здесь одна из самых эпичных его киносмертей, представляющая чудовищный средневековый обряд.

-3

Эдди Редмейн хоть и выглядит на его фоне птенцом, но впечатляет эмоциональным диапазоном. А уж будущая ведьма Мелиссандра - кому как не ей играть обворожительных колдуний!

-4

И что самое ценное в игре актеров здесь - так это то, что каждому их них удалось заставить зрителя изменить отношение к своему герою на протяжении фильма, дать возможность именно прочувствовать это.

Как я уже отмечала выше, фильм не только глубоко историчен. Атмосфера чумной эпохи будто болотными огоньками вспыхивает в 2020 году. Когда смотришь на то, как герой Редмейна просится наружу из кельи, уверяя, что у него "нет симптомов", так и хочется прокричать "Не пускайте, у него бессимптомное течение!" А уж при виде "масок" - грязные наспех замотанные тряпки носильщиков трупов - начинаешь замирать от печального осознания бесполезности сего предмета в той обстановке, да и некое тревожное чувство перед походом в "Магнит" начинает пробирать... Да уж, вот не думала, что фильмы о Средневековье окажутся настолько актуальными.

Но фильм актуален не только антуражем. В нем потрясающе показано коллективное сознание отчаявшихся людей, долгое время балансирующих на грани жизни и смерти. Как быстро милосердие сметается жестокостью, как ожидание чуда переходит в охоту на ведьм и кровавые расправы с подозрительными. Как милосердие само по себе принимает чудовищные формы. Очень показателен в этом плане с женщиной, которую "спасает" герой Шона Бина. Ожесточенная в своем толпа деревенских жителей обвиняет несчастную в колдовстве и пытается сжечь, а Ульрих наносит ей "милосердный" удар мечом - и это в той обстановке безысходного отчаяния, увы, действительно оказывается благом. И зритель волей-неволей осознает, что в нестандартной, экстремальной ситуации, особенно если она длится долго, даже в гуманных и образованных современниках этот зверь может проснуться в любой момент. И снова начнется поиск и бездумное преследование "виноватых" со всеми печальными последствиями.

-5

А еще в фильме разворачивается интересный спор на религиозную тему, переходящий в размышление о фанатизме как таковом. И снова в уста Ульриха сценаристы вложили мимолетную, но значимую фразу, которую герой произносит глядя на чистенькую, ухоженную деревню с благодушными вроде бы жителями: "Здесь все не то, каким кажется". И верно, если поначалу зверями видятся "добрые католики", стремящиеся насильно обратить в католичество всех и каждого и покарать в случае чего отступников, то позже милейшие крестьяне, отказавшиеся от христианства и обвиняющие посланцев епископа в жестокости, сами являют поражающую звериную сущность. В ответ на призывы Ульриха обратиться в веру и покаяться, Лонгива и ее сограждане требуют отречься от Бога под угрозой смерти и начинают с неистовым наслаждением и садизмом расправляться с теми, кто не следовал их убеждениям. На их фоне Ульрих, перед лицом мучительной смерти пытающийся спасти Осмунда, уже не кажется таким уж злодеем. Да, Среднековье не предполагало терпимости и золотой середины, но ушли ли эти мрачные стороны человеческой натуры в прошлое до конца, или мы до сих пор считаем, что лишь наше мнение правильное, а всех несогласных надо истребить? Читая ожесточенные схватки в комментариях, приходишь к печальным выводам..

И последняя "изюминка" фильма опять-таки заключается в колдунье Лонгиве. В ней воплощен потрясающий образ власть предержащего манипулятора человеческим сознанием.

-6

Героиня тонко играет на предрассудках неграмотных людей, оказавшихся перед лицом опасности и желающих ее избежать. И все это - под прикрытием высоконравственных речей о добре и зле, о милосердии и жестокости. Потрясающий вневременной образ!

Милейший же герой Редмейна, под конец превратившийся в жестокое, вечно терзаемое жаждой мести чудовище, - чем не порождение темных времен, когда страх и ложь убивает человека в человеке? Каким же образом оставить это в Средневековье и тащить за собой в грядущие эпохи?

Жду ваших комментариев!

Фильм "Мгла" - страшное предупреждение в условиях эпидемии. И не только.

"Нереальный север": Шон Бин, страсть в арктических льдах и финал, который вас растопчет

Сериалы про Средневековье: феминизм, ЛГБТ и иные сюрпризы для зрителя: "Столпы земли"

(Не)справедливая жестокость "Игры престолов