Найти тему

Как правильно критиковать?

Вооружитесь беспроигрышными приёмами критики
Вооружитесь беспроигрышными приёмами критики

Критикуя, мы пытаемся сделать мир и людей вокруг себя лучше, но они почему-то нас не слышат. Отвергая наши комментарии и предложения, ценную обратную связь, близкие начинают отдаляться, вести себя глупо и выглядеть очень ограниченными в плане мировоззрения.

Но что, если дело не только в них, но и в том, как мы преподносим информацию? Можно ли критиковать людей так, чтобы они в итоге рассыпались в благодарностях?

Ответ очень прост: Можно!

Перед вами 5 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ КРИТИКИ.

Они позволят вам донести информацию до слушателя и дать почувствовать ему всю ценность тех знаний и опыта, которыми вы обладаете. Итак, приступим.

1. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ

Рисунки рисовала сама, поэтому стиль авторский XD
Рисунки рисовала сама, поэтому стиль авторский XD

Большую часть времени человек просто не готов воспринимать ваши замечания. В таком случае, как бы вы ни старались "стрела не дойдет до мишени", потому что она сейчас развёрнута в другую сторону.

Чтобы избежать подобной неудачи, я предлагаю вам сначала поинтересоваться , хочет ли человек сейчас воспринимать критику. На восприятие неприятных комментариев затрачивается определенное количество энергии, которой на данный момент у него может просто не быть. Возможно, эта тема для него вовсе не актуальна.

Для того, чтобы выяснить, достаточно будет просто спросить:

Могу ли я высказать пару замечаний?

Вот ещё варианты подобных фраз:

Тебе интересна моя критика сейчас?
Тебе бы хотелось это улучшить? Я могу указать на несколько моментов, которые кажутся важными.
Тебе нужны мои рекомендации для этого проекта?

Если человек согласен, то вы смело можете рассказывать о своих наблюдениях. Но если нет, то даже, если вы попытаетесь "насильно наполнить его рот парочкой полезнейших ложечек каши", а я имею ввиду ваши ценные комментарии, то он, как и любой ребенок, вернёт вам эту порцию обратно, не в самом благоприятном виде. Вы почувствуете себя испачканным, а его будете считать неблагодарным созданием.

Когда ваш друг сам приходит к вам с просьбой оценить свое творение - не спешите критиковать его. Очень часто в коварном вопросе: "Как тебе?" - может скрываться совсем иной смысл. Интересуясь вашим мнением люди могут просто искать одобрения у вас и быть совершенно неготовыми к работе над ошибками. Разумеется, это их проблемы, но если вам важно качество ваших отношений с другом, то вы можете пойти ему навстречу, задав очень простой вопрос: "Тебе нужна критика или поддержка?".

Если он отвечает – критика, то "выпускайте бычка". Не справился с полученной информацией - сам виноват, не рассчитал. Если за этими словами скрывалась просьба о поддержке, то смотрите начало этого пункта.

Тебе нужна критика или поддержка? - это гениальный вопрос, который решает множество проблем.

2. ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕПРИКОСНОВЕННА

Уважай Дзен ближнего своего
Уважай Дзен ближнего своего

И сейчас я объясню почему. Нет, дело не в этике и не в моральных нормах, хоть я и предпочитаю их придерживаться. Дело в том, что когда мы, критикуя, говорим: "Да ты дурак", " Это же надо быть таким тупым" или "Ты вообще соображаешь?!" - тогда мы уже обсуждаем не действия, не проекты, а затрагиваем саму личность человека.

И что же он начинает делать, как и любое здоровое существо, на которое нападают? Правильно – защищаться! И делать это так, как умеет. Нападает в ответ или уходит от контакта, меняет тему – неважно (добавьте свой вариант).

В состоянии самообороны он сидит как бы в защитном шлеме и вряд ли услышит то, что вы ему говорите, стенки слишком толстые. Только когда ваш собеседник снова почувствует безопасность, снимет броню, тогда он вновь станет восприимчив к словам. До этого момента пытаться что-то до него донести бесполезно.

Главная рекомендация по этому пункту: обсуждайте слова, поступки, проекты, идеи, но если вы хотите быть услышанными, то критикуя, не переходите на личность человека.

3. КОНСТРУКТИВНОСТЬ

Иногда можно уложить своими комментариями
Иногда можно уложить своими комментариями

В моменты обсуждения идей или проектов можно слышать фразы: "Это полное говно!", "Отстой", или "Это никуда не годится".

Подобные комментарии прекрасно экономят время и сразу дают понять ваше отношение к чему-либо, но они предпочтительны тогда, когда вам надо оттолкнуть от себя человека и больше с ним не работать.

Если же вы планируете дальнейшее взаимодействие с ним, то стоит выражаться более мягко и развёрнуто. Даже, если при первой оценке напрашивается короткое ругательство - не спешите. Попробуйте понять, почему вы считаете, что данная вещь, проект или идея не заслуживает внимания.

Возможно, она недостаточно проработана или несвоевременна. Может быть вы уже видели что-то подобное или пробовали сами и потерпели фиаско. Важно понимать, что человек этого не знает, особенно, если выдвигает подобное предположение. Сформулируйте 2-3 предложения для того, чтобы объяснить своему собеседнику, что именно вам не нравится и почему.

Вы получите минимум 2 бонуса.

Во-первых, вероятность того, что вас услышат, увеличится в несколько раз. Во-вторых, вы сами сможете проанализировать некоторые моменты и понять, что вас смущает и почему. Это может привести к новым мыслям и идеям.

4. Я - СООБЩЕНИЯ

Уважаем право людей жить так, как им хочется
Уважаем право людей жить так, как им хочется

Эта идея стара как мир, но несмотря на эффективность такого лайфхака, люди часто о нём забывают. Когда вы заходите на чужую территорию, уберите из вашего лексикона "ты". Всегда говорите от первого лица.

Главная идея здесь такая: каждый человек свободен и волен делать то, что хочет, и когда мы пытаемся что-то изменить, мы приходим к нему в дом со своими инструментами и говорим: "Дай я тут ремонт сделаю, вот тут надо гвоздь забить, а там вон полка висит страшная, шкаф этот зелёный, мне вообще не нравится".

Но ведь это его дом, и то, что вам что-то не нравится – это ваши проблемы, ложные ожидания. У него всё может быть хорошо, даже если для вас его "хорошо" - плохо. Хотя, часто люди и сами понимают, что что-то не так и ваша подсказка им будет очень кстати.

Чтобы обратная связь имела ценность, отнеситесь к дому (личности) этого человека не как хозяин, а как гость, с должным почтением и уважением.

Тогда мы получим другие фразы: "Меня смущает эта полка", "Честно говоря, и шкаф этот тут, на мой взгляд, не к месту", "Я бы очень хотел вот тут гвоздь забить, он был бы так кстати!", "Что ты обо всём этом думаешь?".

Чувствуете разницу? Так мы повышаем вероятность получения сговорчивого хозяина, который нам в этом деле поможет, а может и сам всё сделает.

5. ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ НА ПЛЮСЫ.

Постоянная концентрация на ошибках - это верный способ заработать невроз
Постоянная концентрация на ошибках - это верный способ заработать невроз

Мы склонны искать ошибки по принципу учителя. Красным помечать там, где плохо, а то, что всё остальное в порядке - итак понятно. Однако, в глазах человека, которому мы даём обратную связь, это может быть не очевидно, и ваши слова могут показаться ему полным обесцениванием работы. Из-за этого у него может остаться неприятный осадок, даже несмотря на то, что вы были аккуратны, конструктивны, не переходили на личность. После таких неприятных ощущений у него может возникнуть желание минимизировать общение с вами по данному вопросу или вовсе сократить контакт, ведь вы будете ассоциироваться с источником неприятных эмоций.

Чтобы нейтрализовать негативный эффект после своих комментариев, я предлагаю обращать внимание на достоинства, которые вы видите. Это позволит оставить человека в приподнятом расположении духа. Не стоит действовать по принципу компенсации: комментарий "страшная, зато умная" никого не обрадует. Всегда можно найти плюсы в этой же сфере.

Предположим, вам не нравится несколько фотографий, которые ваша подруга опубликовала в инстаграм.

Раньше критику было принято упаковывать в своеобразный "бутерброд": говорить сначала комплимент, потом критику, затем снова комплимент. Сейчас появилась гораздо более эффективная альтернатива.

Выглядит она примерно так: "Дорогая, могу ли я дать обратную связь по поводу твоего инстаграм? Спасибо. Ты знаешь, на мой взгляд, твоя лента выглядит очень красивой, так здорово подобраны фото. Есть ощущение, что можно заменить пару фотографий и сделать её ещё гармоничнее! Мне кажется, что эти 2 фото немного выбиваются из общего контекста по цвету и естественности".

На примере выше поясняю: мы сначала говорим о том, что нам нравится (красивая лента, хороший подбор фото), а потом указываем на то, что мешает и почему ( фотографии выбиваются по цвету и степени естественности). Предлагаем доработать деталь, чтобы и без того прекрасная вещь стала ещё лучше. Если кратко, то: "Твоя лента и так красивая, я думаю, что если ты заменишь фото, то она станет еще прекраснее" - акцент на позитивной стороне вопроса.

Обратите внимание, что все другие правила также соблюдены. Есть вопрос о своевременности критики. Не затрагивается личность девушки, вместо “ты тут слишком бледная и улыбаешься как ишак из Шрека” говорится о цветовой палитре и естественности. Нет жёстких комментариев наподобие “фотка говно”. Критика конструктивная и подаётся через я-сообщения.

Таким образом, используя всего 5 небольших рекомендаций, вы сможете радикально изменить то, как люди будут реагировать на вашу критику. Больше не требуется переживать о том, что вы обидите кого-то или вас не услышат. Вместо этого вы, с большой вероятностью, получите в ответ чувство признания и слова благодарности.

На мой взгляд, это намного приятнее.

С вами была практикующий психолог,
автор научных исследований и статей в области проблем человека,
Полина Мулярова.
Выдыхайте <3