Акции протеста в Соединенных Штатах, начавшиеся больше недели назад, начинают менять свой характер. Если в самом начале это был ожесточенный протест против конкретного случая злоупотребления силы органами правопорядка и против расизма в действиях полиции, то далее содержание массовых акций стало все более направляться против «системного расизма», с подключением патриотических лозунгов. Соответственно вначале протестные акции зачастую выливались в массовые беспорядки, однако на нынешней неделе демонстрации носят все более мирный характер, причем обоюдно мирный — как со стороны органов правопорядка, так и со стороны протестующих.
Уличные тренды и политическая конъюнктура
Нейтрализация полицией наиболее агрессивной части протестующих и сопутствующих хулиганов и мародеров (по всей стране задержано около 10 тыс. участников беспорядков), введение комендантского часа в Вашингтоне и ряде крупных городов сыграли свою остужающую роль. Курс большинства региональных и городских властей на снижение градуса насилия, в том числе на ограничение действий правоохранительных органов строго правовыми рамками, способствовал новому эмоциональному тону на городских улицах.
Считается, что свое воздействие на характер протестных акций оказало применение сил Национальной гвардии для подавления беспорядков в ряде штатов (по состоянию на вторник, было задействовано свыше 17 тыс. военнослужащих НГ в 23 штатах и округе Колумбия), а также угроза президента Дональда Трампа использовать и регулярные войска в случае ухудшения ситуации. В понедельник президент США заявил, что рекомендовал губернаторам задействовать Национальную гвардию в необходимом объеме, чтобы взять под контроль ситуацию на улицах. «Если какой-то город или штат откажется предпринять действия, необходимые для защиты жизни и имущества жителей, я разверну вооруженные силы Соединенных Штатов и быстро решу эту проблему за них», - добавил глава государства.
Перед заявлением Трампа, сделанном в Розовом саду перед Белым домом, полиция и Национальная гвардия использовали слезоточивый газ и резиновые пули для разгона мирной демонстрации. После выступления президент в сопровождении группы статусных чиновников направился к епископальной церкви Святого Иоанна напротив Белого дома, у входа в которую сфотографировался с Библией в руках, желая, видимо, демонстрировать что-то вроде Крестового похода.
Эта акция подверглась резкому осуждению со стороны епископа столичной епархии данной конфессии. Критически о попытках вовлечь религию отозвались даже некоторые представители республиканцев в Конгрессе
Агрессивная позиция Трампа была воспринята в самых различных кругах неоднозначно. Понятно, что во всей этой ситуации есть серьезный политический аспект. Страна накануне общенациональных выборов, которые пройдут через пять месяцев. Соответственно, сторонники нынешнего президента полностью поддерживают его видение ситуации насчет того, что во всем виноваты леваки, бунтари и неудачники. Ряд консервативных представителей Республиканской партии неоднократно призывали Трампа развернуть в городах десантников из регулярных дивизий и уничтожить мародеров и представителей движения «Антифа» как террористов.
Противники Трампа из числа демократов склонны настаивать на том, что нерешенность проблем расизма в стране и дальше будет чревата вспышками ответного насилия. При этом настаивается, что вооруженные силы являются защитником всех американцев, «плоть от плоти народной», так сказать, а не инструментом борьбы против своих граждан. Естественно, существует масса оттенков и нюансов в этих позициях двух основных течений в нынешней политической жизни США, но логика предвыборной борьбы способствует заострению лозунгов и установок.
В то же время есть политический аспект и за пределами двухпартийной дихотомии. Тема неизжитого «системного расизма» в течение последних дней признана реальной проблемой американского общества самыми различными силами, в том числе и Белым домом.
Политический курс Пентагона и настроения руководящего состава вооруженных сил
Как язвительно отметил один из оппонентов нынешней президентской команды, «Трамп наконец получил войну, которой он хотел».
Однако линия президента, настаивавшего на широком применении Национальной гвардии и угрожавшего применить регулярную армию для пресечения беспорядков, вошла в определенный диссонанс с давней линией министерства обороны США на недопущение политизации вооруженных сил. И хотя лидеры Пентагона демонстрировали в эти дни свою личную лояльность президенту и принимали участие в его неоднозначных публичных перформансах, в прессу сбрасывались сведения о глубокой обеспокоенности верхушки минобороны таким развитием настроений у главковерха.
В прессу просочилось также сведения о том, что министр обороны Марк Эспер рекомендует губернаторам «доминировать в боевом пространстве» городских улиц, что вызвало бурную реакцию в политических кругах. Однако в этих словах главы Пентагона некоторые наблюдатели усматривают также стремление ограничить применение вооруженных сил в нынешней ситуации развертыванием только резервных сил — из состава Национальной гвардии. Публично Эспер заявил о том, что он рекомендовал бы использовать регулярные войска при беспорядках только в самом крайнем случае. По неофициальным данным, такое публичное заявление вызвало раздражение в Белом доме, но президентское окружение было вынуждено смягчить позицию Трампа насчет применения войск на городских улицах.
Для действий в нынешней кризисной ситуации Национальная гвардия разворачивает прежде всего резервные формирования военной полиции, однако в ряде случаев также пехотные и бронекавалерийские подразделения, в некоторых случаях — части армейской авиации
В Конгрессе стали раздаваться призывы провести на следующей неделе заслушивание руководящего состава вооруженных сил по теме участия войск в подавлении протестных акций и полученных указаний президента в связи с данной ситуацией, а также насчет «боевого пространства» в американских городах.
Это создает щекотливую ситуацию прежде всего для старшего по должности — председателя Комитета начальников штабов генерала Марка Милли, который оказался под сильным давлением с разных сторон. Пристальное внимание к этой фигуре приковано в связи с утверждением Трампа о том, что он поручил Милли возглавить некий центр по борьбе с беспорядками.
Существенно и то, что нынешний курс федеральной исполнительной власти по борьбе с беспорядками вызвал резкое осуждение со стороны ряда представителей отставного высшего генералитета. Отставные лидеры могут позволить себе то, что не допустимо для действующих членов Комитета начальников штабов.
Апофеозом нелояльных настроений в военной верхушке стало громкое заявление видного отставного генерала-морпеха Джеймса Мэттиса, бывшего министра обороны в администрации нынешнего главы государства: "Дональд Трамп - первый президент на протяжении моей жизни, который не пытается объединить американский народ". Мэттис, который полтора года после ухода из Пентагона сохранял корректное отношение к Трампу, теперь осудил президентскую милитаризацию в вопросах поддержания правопорядка.
На этом фоне стало известно о том, что люди из близкого круга Трампа настоятельно рекомендовали руководящему составу видов вооруженных сил воздержаться от публичных заявлений по акциям протеста.
Следует отметить, что в последнее время в вооруженных силах, в первую очередь в ВВС и морской пехоте, проводится жесткий курс на искоренение расистских проявлений на всех уровнях. Генерал Дэвид Бергер, занявший пост коменданта Корпуса морской пехоты в прошлом году, почти сразу же распорядился об исключении из служебного обихода всякой символики, связанной с конфедерацией южных штатов времен гражданской войны XIX века.
Главный сержант ВВС Калет Райт, афроамериканец, не только публично солидаризировался с демонстрациями протеста, но и заявил о намерении провести расследование о злоупотреблениях на расовой почве в среде рядового и сержантского состава своего вида вооруженных сил.
По словам Райта, в этом его всячески поддерживает нынешний начальник штаба ВВС генерал Дэвид Гоулдфейн. Сам Гоулдфейн в понедельник направил в войска письмо, в котором оценил расистские проявления ка национальную трагедию.
Красок данной ситуации добавляет ближайшая перспектива прихода чернокожего генерала на главный командный пост в ВВС (впервые в истории всех видов вооруженных сил США): Гоулдфейна сменит генерал Чарльз Браун, прошедший уже все согласования в Конгрессе.
Руководящая линия и ее морально-психологические последствия
Во вторник и среду Дональд Трамп продолжал строчить твиты о возможности направить «тысячи и тысячи тяжело вооруженных солдат» на городские улицы. Он не уставал критиковать в первую очередь власти города и штата Нью-Йорк и заявил о готовности своим решением ввести Национальную гвардию на городские улицы. Его нью-йоркские оппоненты в ответ не стеснялись в ответных выражениях. Впрочем, власти города и штата обмениваются резкими упреками и в адрес друг друга.
Накануне стало известно, что батальон военной полиции регулярных сухопутных войск из гарнизона Форт-Брэгг (Северная Каролина), где дислоцируются воздушно-десантные соединения, получил указание привести в готовность 200-250 человек к переброске в Вашингтон. Сообщалось, что этот контингент был развернут в районе столицы, но от его применения воздержались.
В то же время был отмечен пролет боевых вертолетов на низкой высоте над демонстрацией в Вашингтоне. Общественная реакция на эти действия авиаторов была столь существенной, что руководство Национальной гвардии объявило о расследовании этого происшествия.
Обращают на себя внимание участившиеся случаи, когда представители полиции и Национальной гвардии, обеспечивающие демонстрации протеста, солидаризируются с протестующими и их лозунгами.
Будет ли ситуация на улицах американских городов постепенно разряжаться или по мере приближения выходных дело опять пойдет к обострению, предсказывать не возьмется никто. Однако в любом случае на повестке дня потенциально присутствует морально-этическая тема применения регулярных войск для противодействия протестам, а также неопределенности с лояльностью различных категорий военнослужащих в американских вооруженных силах и возможностью проявления неповиновения.