Найти тему
Историчка

Что случилось с Александрийской библиотекой?

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Чем вообще была Александрийская библиотека? Это был настоящий кладезь мудрости древних времен. Именно там хранились папирусы и манускрипты выдающихся ученых и философов античности, а также Древнего Египта.

Основана она была в III века до н. э, предположительно по инициативе царя Птолемея I Сотера, о чем написал Плутарх в своем «Моралии».

Собственно, самих зданий для хранения библиотеки было два – первое располагалось в царском дворце квартала Брухейон, а второе – в храме Сераписа. Во втором хранились общедоступные фонды и учебная литература.

Александрийская библиотека была не просто собранием книг, а скорее академией, где жили и работали ученые, которые занимались исследованием и преподаванием. При библиотеке состоял штат копиистов, переписывавших книги. Александрия была центром производства папируса в античности, а политика Птолемеев была направлена на создание новых кадров специалистов — писцов и грамматиков-текстологов.

Многие книги были намеренно приписаны другим лицам или вообще не имели автора. Часто авторы носили одинаковые имена, а в процессе переписки рукописей тексты искажались, возникали пропуски и добавления. Прежде всего, перед александрийскими грамматиками стояла задача максимального приближения к авторскому оригиналу редактируемых ими копий. В библиотеке были не только греческие произведения, но и восточные. Например, египетский жрец Манефон написал по-гречески «Историю Египта». Также он, предположительно, был основателем филиала библиотеки при Серапеуме.

Александрийская библиотека в представлении художника XIX века О. фон Корвена
Александрийская библиотека в представлении художника XIX века О. фон Корвена

Какие существуют версии исчезновения библиотеки?

Первый крупный пожар случился в 48—47 годах до н. э., во время военных действий с участием Юлия Цезаря, когда он вмешался в конфликт между Клеопатрой и ее братом Птолемеем XIII Дионисом. По поводу этого пожара имеется свидетельство Плутарха, который заявил, что утраченные фонды пополнил Марк Антоний за счет Пергамской библиотеки (200 000 книг), желая угодить расстроенной Клеопатре.

Второй пожал случился в 273 н.э., когда император Аврелиан сжег царский дворец в Брухейоне, подавляя мятеж царицы Зенобии. Тогда, вероятнее всего, была уничтожена одна из двух частей библиотеки. Но оставался еще Серапиум. И именно по поводу его утраты отчаянные споры ведутся до сих пор.

Все сведения об уничтожении библиотеки в Серапиуме имеют один существенный недостаток – их все писали люди. И оттого, приверженцами какой религии они были и составлялось их мнение.

В 391 году в Александрии произошли волнения между язычниками и христианами. В конце концов патриарх Феофил Александрийский получил от императора Феодосия I разрешение на уничтожение языческих храмов, а так как Серапиум был самым большим и величественным храмом греческой части Александрии, то в первую очередь уничтожили именно его. Казалось бы, ответ очевиден – библиотеку сожгли именно во время этого конфликта.

Однако, по утверждению сирийского епископа XIII века Григория Бар-Эбрей сообщается, что уцелевшие остатки рукописей погибли в VII—VIII веках при господстве арабов-мусульман. Широко известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году дал повеление полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь». Было ли это высказывание только легендой или действительно остатки библиотеки были уничтожены мусульманами?

Так как прямых свидетельств нет, в какой момент была уничтожена библиотека, то попробуем посмотреть на оба эти события беспристрастно и объективно. Исходя из исторических фактов, причин и следствий, которые сопутствовали этим событиям.

В первую очередь нужно разобраться в том, какими людьми были император Феодо́сий I и патриарх Феофил с точки зрения истории?

Феодо́сий I - последний император единой Римской империи, который в 394 году стал править всей Римской империей единолично. А после его смерти в 395 империя окончательно разделилась на западную часть и восточную, которая в современной историографии получила название - Византия.

Как известно при императоре Константине государство еще сохраняло нейтралитет по отношению к другим верованиям. Феодосий же поставил цель искоренить языческие культы и религии, поставив во главе угла христианство. 27 февраля 380 года, спустя год после провозглашения императором, Феодосий издал основополагающий эдикт «о вселенской вере», в котором христианская вера закреплялась исключительно в форме, зафиксированной на Никейском соборе:

«В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Пётр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе»

В 381—385 годах рядом указов запрещены были под страхом смертной казни жертвоприношения и предписано уничтожение языческих храмов. Под запретом оказалось изучение наук, в особенности астрологии и математики.

О личности Феодосия говорит такой эпизод. Когда Командующий войсками в провинции Иллирик Ботерих посадил в тюрьму за какую-то бытовую провинность популярного в народе колесничего, местные жители потребовали освободить его как человека, который нужен был для предстоящих скачек. Когда Ботерих отказался, толпа забила его камнями. Тогда Феодосий приказал перебить заранее определенное число горожан. В резне погибло от 7 до 15 тысяч мирных жителей. После этого события Св. Амвросий не пустил императора в храм, требуя покаяния за смерть невинных. Только спустя 8 месяцев епископ простил императора, заставив того принять закон, по которому исполнение смертных приговоров откладывалось на 30 дней после вынесения.

Св. Амвросий не пускает Феодосия в церковь. Ван Дейк, XVII век, Национальная галерея Лондона.
Св. Амвросий не пускает Феодосия в церковь. Ван Дейк, XVII век, Национальная галерея Лондона.

Олимпийские игры, проходившие в Греции на протяжении 11 веков при правлении Феодосия прекратили свое существование. Последние игры прошли в 393 году. И хотя Феодосий напрямую не запрещал проведение Олимпиады, ограничения, которые он наложил, сделали невозможным проведение игр в будущем.

То есть, Феодосий не только окончательно утвердил христианскую веру на государственную, но и начал полномасштабную войну против иноверцев, а также их обычаев и нравов.

Указ Феодосия по поводу уничтожения Серапиума исполнил патриарх Феофил. Что говорит история о его личности?

Он занимал александрийскую патриаршую кафедру с 385 по 412 год. Став патриархом, Феофил в жёсткой форме требовал покорности от епископов, а непослушных подвергал тюремному заключению или изгнанию. За единовластие в двух сферах одновременно — светской и духовной — Феофил получил звание христианского фараона. Выстроив свою власть в Египте и в Ливии, Феофил желал распространить свои полномочия на всю территорию Восточной Римской империи, по аналогии с папой в Риме. И в первую очередь Патриаршество Феофила было отмечено борьбой с язычеством.

Сообщается, что именно по его приказу был разрушен храм Серапиум, где хранилась вторая часть библиотеки. Но, возможно ли, чтобы к книгам было другое отношение, нежели к храму?

Торжествующий Феофил с Евангелием в руке стоит на Серапеуме в 391 году
Торжествующий Феофил с Евангелием в руке стоит на Серапеуме в 391 году

Преемником Феофила стал его племянник Кирилл. И хоть патриархом он стал уже после правления Феофила, показательным остается общее настроение в Александрии в отношении философов и ученых, которое начал еще его дядя.

Кирилл всеми мерами боролся за религиозно-политическую власть в Александрии, преследуя язычников, иудеев и христиан — противников его епископата, что неоднократно приводило к кровопролитию. При Кирилле было начато изгнание евреев из Александрии (414—415 г н.э.) , а также именно с его именем связывают жестокое убийство Гипатии, знаменитой женщины –ученого.

Гипатия была математиком, преподавая науки в школе, которую основал еще ее отец, Теон Александрийский. Который, помимо того, что был астрономом, философом и математиком , являлся еще и последним управителем Александрийской библиотеки. Гепатия написала комментарий к «Арифметике» Диофанта, состоящей из 13 томов. В этом комментарии изложено более 100 математических задач, для решения которых предлагается использование алгебры. На протяжении веков считалось, что только шесть первых томов сохранились, но как минимум четыре дополнительных тома были сохранены в арабском переводе (!), выпущенном примерно в 860 году. Арабский текст содержит многочисленные расширения, которых нет в греческом тексте, включая проверки примеров Диофанта и дополнительные задачи.

Гипатия принимала участие в александрийской городской политике, имея влияние на главу города, префекта Ореста. Против Гипатии поднялась волна обвинений в чародействе, в том, что она околдовывает Ореста и направляет его политику. В 415 году группа монахов – сторонников епископа Кирилла, напала на Гипатию и зверски убила её. Беснующаяся толпа сорвала с неё одежду и заживо сдирала плоть до костей черепками от керамической посуды. Также ей вырезали глаза, а останки протащили по улицам. Это событие нанесло большой удар по культуре в городе, муниципальная оппозиция рассеялась, Орест отошёл от активной политики. Кроме того, на него также было совершено нападение монахами, обвинившими его в скрытом язычестве.

«Смерть философа Гипатии в Александрии» из «Жития выдающихся учёных, от античности до девятнадцатого века», 1866 Луис Фигуер.
«Смерть философа Гипатии в Александрии» из «Жития выдающихся учёных, от античности до девятнадцатого века», 1866 Луис Фигуер.

То есть события этих и последующего периода «темных веков» ясно дают понять, что уничтожению подвергались не только сами язычники и их храмы, но и то, что было, по мнению патриархов, ассоциировалось с античной культурой. Получается, что еще за двести лет до прихода в Египет Амра, в Александрии уже мало что оставалось от культурного наследия древних.

Но как же тогда понимать слова сирийского епископа XIII века Григория Бар-Эбрей который говорил, что уцелевшие остатки рукописей погибли в VII—VIII веках при господстве арабов-мусульман? Могли ли они иметь под собой какие-то исторические соответствия?

Есть несколько фактов, которые заставляют сомневаться в том, что это правда.

Первое. Александрия была сдана Арму без кровопролития, на основе мирного договора, подписанного 8 ноября 641 года. Поэтому сопротивления ему никто не оказал. Почему? Из-за религиозной борьбы население ненавидело византийских правителей, и поэтому приняла смену власти спокойно. Амр так описал в послании халифу Умару взятие Александрии: «Я захватил город, от описания которого воздержусь. Достаточно сказать, что я захватил там 4 000 вилл и 4 000 бань, 40 тыс. платящих подушный налог евреев и четыре сотни мест развлечений царского достоинства». То есть первый логичный вопрос – а зачем что-либо уничтожать, если никто не оказывает сопротивления и все отдано добровольно?

Второе. Государство, созданное Умаром ибн аль-Хаттабом было молодым и многонациональным. После завоевания Египта, Сирии, Ирака и Персии халифат превратился из мононационального государства в многонациональное с преобладающим иноверческим населением, в составе которого выходцы из Аравии составляли только четверть от общего числа. Как талантливый правитель, он понимал, что при таких условиях укрепление власти только силовыми методами невозможно. Нужно было правильное государственное устройство. Пример взятия Иерусалима характеризует Умара, как веротерпимого правителя. Ни один храм иноверцев в Иерусалиме не был разрушен или разорен.

Арабский перевод "Начал" Евклида, ок. XVII века
Арабский перевод "Начал" Евклида, ок. XVII века

Третье и самое объективное. Период времени с середины VIII по середину XIII века, в начале которого Арабский халифат был крупнейшим государством своего времени, называют «Золотым веком ислама», потому что именно в рамках халифата сложилось культурное пространство, которое продолжало существовать и после его распада. Благодаря этому, исламские учёные, писатели и деятели искусства этого периода внесли значительный вклад в развитие мировой науки и культуры. При «Исламском Возрождении» развились математика, медицина, философия, физика, химия и другие науки. Исламская культура, простиравшаяся от южной Испании до Китая, вобрала в себя достижения учёных из самых разных национальностей и вероисповеданий. Она развила знания египтян, греков и римлян, добившись настоящих прорывов в различных областях. Именно благодаря переводу с арабского до европейцев дошли многие древние документы, которые позже подготовили почву для эпохи Возрождения.

Так кто же все-таки виноват в окончательном уничтожении Александрийской библиотеки? Этот спор вряд ли когда-нибудь закончится, но остается очевидным один парадокс - именно благодаря завоеванию арабами Египта часть исторических документов была сохранена, а не уничтожена.

В любом случае уроки истории говорят только об одном. В тот момент, когда какая-либо религия берет верховенство в государственном устройстве, для народа начинается путь в «темные времена».