Поразительным образом в кинофантастике почти никогда не соединяются три источника – три составные части удачного фильма: интересная история, которую нужно перенести на экран, технические (бюджетные) возможности для съемки и, наконец, съемочная группа - люди, которые хотя бы мало-мальски понимают, что хочет увидеть на экране зритель.
В начале 70-ых годов зрители социалистических стран фантастикой на космическую тему, мягко говоря, были не избалованы. Практически любой фильм со сценами в космосе или, тем более, на чужих планетах, был обречен на успех и культовый статус. Но… и тогда такая штучная, по сути, работа, как производство научно-фантастического кино, выдавала порой до невозможности маловразумительный результат. Примером этому как раз служит прочно забытый даже фанатами и кинопалеонтологами фильм «Эоломея», над которым трудились кинематографисты аж трех стран: Восточной Германии, Болгарии и Советского Союза.
Надо отметить, что техническая сторона – боль и печаль фантастики социалистических стран, здесь выполнены на уровне. Очень хорошо сделаны макеты космических кораблей и орбитальных станций. Полет спасательного корабля сделан так, что не стыдно было бы вставить эти сцены и в современный блокбастер, огонька с дымом только подрисовать. Скафандры, не побоюсь утверждать – одни из лучших для кино 70ых.
Чужие миры хоть и скудноваты на ландшафт, по сути они представлены одним астероидом, но все-таки выполнены неплохо. Да, в основном это причудливой формы скалы, но, извините, снятый через сорок с лишним лет «Интерстеллар» (да, я никогда не устану приводить его в качестве негативного примера) демонстрирует примерно то же, за куда большие деньги. Картинка космоса четкая, как сам смотришь в иллюминатор космической станции. Операторская работа холодноватая, но в целом безупречная. Немцы. Но вот с двумя прочими составляющими – ахтунг, ахтунг.
По неизвестным причинам в Солнечной системе, начинают пропадать космические корабли. Точней, как пропадать – перестают выходить на связь и не возвращаются к установленным срокам на космобазу «Марго». Это повод. Как же тут не собрать Мировой совет посовещаться? В совещаниях у нас толк знали всегда, поэтому прямо в ходе дебатов, пропадает связь еще с двумя кораблями. Некий профессор Оли Тал, вроде как главный по тарелочкам эксперт по космическим коммуникациям, выдает самую на его взгляд разумную гипотезу произошедшего. Нет, это не поломка передатчиков и отказ электроники из-за бракованных микросхем, а «аннигиляция из-за прорвавшегося в Солнечную систему антивещества». Другие светлые головы, вообще ничего не предложить не в состоянии, поэтому Совет выносит мораторий на космические перелёты, и постанавливает отныне считать Землю плоской. Однако, профессор Мария Шолл, ученица Тала, подозревает, что на совете профессор не сказал всего. Ну и правильно. Кто они там такие, в этом Мировом совете, что бы перед ними наизнанку выворачиваться.
В приватной беседе Оли Тал затирает длинноногой блондинистой Марии про планету Вечной весны – Эоломею, которую якобы, по периодически повторяющемуся раз в 24 года, инопланетному лазерному излучению, вычислил сотрудник обсерватории на горе Арарат – Пьер Бродский, космополитствующий диссидент, судя по имени. Короче, пудрит профессорше мозги как может.
Параллельно с этим на далеком астероиде в зоне третьего кольца тихо спиваются несут нелегкую вахту два космонавта. Старый космический волк Кун, которого играет обряженный в растянутый свитер грубой вязки Всеволод Санаев и капитан Дениэл Ланьи, который сам свои дырявые носки заштопать не в состоянии, а просить старика, как-то не по понятиям. Поэтому он, на чем свет стоит, кроет снабженцев с Земли, которые не доложили в ремкомплект клей для носков (sic!), а положили лишний тюбик столярного.
По ходу фильма к общей сумятице, что в данный момент происходит в кадре, добавляется ещё оригинальный монтаж, в котором эпизоды идут в космической чехарде и понять, что следует зачем, становится затруднительно. В какой-то момент, в своих воспоминаниях Ланьи оказывается на Земле, где-то на югах, и клеит там, нет, не носки, а профессоршу. Та, в свою очередь, мутит его бросать всё и лететь на Эоломею, там типа, она ему точно даст. Даст ист фантастишь.
В общем, сценарий писали болгары, снимали немцы, наши помогали, видать, где советом, где комбинированными съемками. Внеземную атмосферу создают ещё и фирменные спецэффекты Бориса Травкина, правда, не всегда к месту. Играли все понемногу… И получилось вот такое кино, с одной стороны – редкостная эоломея, но с другой, есть и довольно любопытные места.
Чего в фильме нет совершенно, так это пафоса. Наоборот, там, где он, вроде как требуется по сюжету, авторы добавляют нарочито юмористические моменты, чем-то сродни видениям красноармейца Сухова. Можно, конечно, спорить об уместности такого подхода, сложно представить, что чувствовали зрители начала семидесятых, выходя из кинотеатров. Скорее – разочарование, поэтому фильм оказался так прочно забыт.
Неоднократно при просмотре посещала мысль: «вот к этому бы фильму прикрутить, условно говоря, гоблинскую озвучку». Ну, неплохие ведь космические сцены пропадают. Перемонтировать, да добавить внятности, или хотя бы бредятины уже от души. Хорошее кино могло получиться. Оценка тоже колебалась между тройкой и четверкой. А поставить что ли четыре, в самом деле? Больно уж там скафандры хороши.
(4/5) Роман Ужасов для Kin0guru
Обзоры зарубежной кинофантастики на канале kin0guru:
- Монстры (Великобритания, 2010)
- Чужой: Воскрешение (США, 1997)
- Ангар 18 (США, 1980)
- Жандарм и инопланетяне (Франция, 1978)