Найти в Дзене
ROCK-N-ART

1994 - Настя. «Танец на цыпочках» или О пользе международных промышленных выставок

Оглавление
Упругие, крепкие пальчики, ножки стройные, ловкие.
Руками я тоже размахиваю, но это бывает реже.
Всё будет в порядке, мальчики…
Всё будет в порядке, мальчики…
Этот танец для вас танцуют все девочки моего роста.
А. Полева

Художник и дизайнер Александр Коротич раскрывает свои творческие секреты и погружает нас в историю отечественной рок-культуры.

В тот памятный фестивальный день 1981 года из всех, кто появлялся на сцене, самой загадочной фигурой была, конечно же, солистка Трека - Настя.

Группа Трек. Фото О. Раковича
Группа Трек. Фото О. Раковича

Однажды мы с друзьями пришли в гости к трековцам, которые гнездились под крышей Университета. Поздоровались, поболтали обо всём. «А когда Настя придёт?» — спросил я оглядевшись. «А она давно здесь. Распевается». — ответил гитарист Миша Перов, кивнув в сторону двери. Я открыл дверь и оказался за кулисами пустого актового зала. В пыльном полумраке за роялем сидела Настя и по-школярски пропевала ноты, преодолевая сопротивление упрямых голосовых связок. Я долго стоял за кулисой, заворожённый этим процессом, так и не решившись её потревожить. С того случая всегда, когда мне говорят о лёгкости творчества, я вспоминаю эту картину.

Настя Полева. 1982 г. Фото С. Кислова
Настя Полева. 1982 г. Фото С. Кислова

Мы всей редакцией дружили с ней и помогали, как могли, потому что знали: Настя — талант, а талантам надо помогать! За три дня до защиты дипломного проекта (а у архитекторов он составляет примерно 8 квадратных метров ватмана с планами, разрезами и фасадами) редакция «Архитектора» взяла процесс в свои умелые руки, и Настя на защите не ударила в грязь лицом. Мы все были влюблены в эту миниатюрную скромную и обаятельную девушку с ядерным реактором внутри. И лишь Егор Белкин, главный мачо уральского рока, не стал ждать милостей от судьбы: он взял и увёл её, как это делали во все века влюблённые мужчины.

Настя моет пол в коридоре. Кадр из фильма А. Балабанова "Настя и Егор". 1987 г.
Настя моет пол в коридоре. Кадр из фильма А. Балабанова "Настя и Егор". 1987 г.

Этот творческий союз так впечатлил молодого режиссёра Алексея Балабанова, что он снял документальный фильм «Настя и Егор». Именно в этом фильме я услышал впервые, как Настя напевает «Танец на цыпочках» — тайное заклинание, при помощи которого девушка маленького роста способна покорить весь мир. И я конечно же, не мог отказаться, когда Настя предложила мне сделать оформление альбома с тем же названием.

«Танец на цыпочках» — кавер-альбом (смысл слова «cover» — перепевка чужой песни). Меня покорила Настина способность петь песни Бутусова, Шевчука, Гребенщикова, братьев Самойловых или Странных Игр так, как будто она сама их написала. Каждая из песен превращена в самостоятельный спектакль, главную роль в котором играет одна единственная артистка. И чтобы подчеркнуть эту идею, я решил просто «одеть» Настю для каждой песни в соответствующий наряд.

Фотосессия для альбома "Танец на цыпочках" (верхняя "полунастя"). 1994. Фото Б. Полякова
Фотосессия для альбома "Танец на цыпочках" (верхняя "полунастя"). 1994. Фото Б. Полякова

Жарким июльским днём в фотостудии Богдана Полякова появилась Настя, одетая в футболку и шорты, с тревогой на лице, так как я предупредил её, что наша цель — максимально обнажить всё, что можно обнажить. В результате Богдан сделал снимки двух половинок Насти — торса и ног. Изучив результаты съёмки, Настя дала добро, но строго предупредила, что если я когда-нибудь хоть кому-нибудь покажу исходный снимок «нижней полунасти», то это станет последним, что я вообще когда-нибудь кому-нибудь покажу!

Сейчас мы живём в эпоху глянца: куда бы мы ни пришли, мы запинаемся о стопки глянцевых журналов. Тогда же было совсем другое время: отечественной приличной полиграфии ещё не случилось, и главным сырьём для коллажей были каталоги международных выставок. Любых. В буржуинстве до сих пор любят вспоминать, как толпы советских домохозяек сгребали со стендов красочные каталоги по тяжёлому станкостроению или производству удобрений. Непобедима тяга народа к прекрасному! Лишь художники знали, куда можно с толком употребить эти полиграфические сокровища. Я далеко не в первый раз использовал технику коллажа, но в этот раз как-то особенно заигрался, то ли песни меня вдохновили, то ли вспомнилось из детства одевание бумажных кукол...

Обложка CD "Танец на цыпочках". 1994
Обложка CD "Танец на цыпочках". 1994

Я назвал эту игру «кутюр-коллаж» и думаю, что она могла бы стать упражнением для развития фантазии учеников детских изостудий. В этой игре есть и свобода, и ограничение, что делает её идеальным полигоном для творческих экспериментов. Ты свободен выбирать любые сочетания цветов и любые образы в пределах тех границ, которые установлены одеваемой фигурой. Ты можешь добавлять к ней что угодно, но только с одной целью — сделать её при помощи нового наряда ещё прекрасней.

Я решил здесь проиллюстрировать тему коллажа ножницами и россыпью изрезанных картинок. В архивных папках в одном из потрёпанных конвертов я обнаружил... ТЕ САМЫЕ обрезки, из которых делалось оформление альбома «Танец на цыпочках». Уж не знаю, почему у меня тогда рука не поднялась выкинуть этот пёстрый мусор, только теперь, по прошествии стольких лет, он превратился в исторический артефакт. Я собрал их обратно в конверт. Пусть ещё полежат.

-7

Однажды мой друг Саша Кушнир, который решил написать книгу про эпоху магнитоальбомов, спросил, не найдётся ли у меня какого-нибудь незатасканного Настиного фото для книги "100 магнитоальбомов советского рока". И вот тут я дал слабину! Прекрасно зная Кушнира по совместным работам, я мог бы догадаться, что не стоит ему доверять запретные части тела известной артистки. Но нет же: я собственноручно вручил ему Настино фото со строгим наказом ни в коем случае не публиковать "нижнюю полунастю". Ха! Я чудом остался живым, когда книга "100 магнитоальбомов" увидела свет, а Настя, в свою очередь, увидела фото на котором красовались обе "полунасти" в их органическом двуединстве.

Пресс-конференция на "Non/fictoN - 2019", посвящённая переизданию книги "100 магнитоальбомов". Я предъявляю общественности результат предательства А. Кушнира. Фото С. Бабенко
Пресс-конференция на "Non/fictoN - 2019", посвящённая переизданию книги "100 магнитоальбомов". Я предъявляю общественности результат предательства А. Кушнира. Фото С. Бабенко

Ужас этого страшного предательства висит надо мной много лет, и единственный способ искупить эту вину - сделать нечто такое, что вызовет Настину улыбку. Сделает её счастливее. Так и появился план сделать редизайн обложки альбома "Танец на цыпочках". Мне кажется, что архитектурный подход вызвал в душе Насти тёплый настольгический отклик. Решили: если будет виниловое переиздание, то выглядеть оно будет примерно так.

Редизайн альбома для винилового переиздания. 2017 г.
Редизайн альбома для винилового переиздания. 2017 г.

Слушать: Настя. "Танец на цыпочках"

Начало читайте здесь: "С роком 40 лет". Как появилась эта книга
Спасибо, что дочитали до конца. Не оставляйте без внимания: оцените пальцем, похвалите в комментариях, делитесь с друзьями в соцсетях - мне не жалко!

Подписывайтесь на мой канал ROCK-N-ART

-10