Историко-литературный процесс – это процесс общезначимых изменений в литературе, соответствующий смене эпох. Со временем закономерно развиваются и изменяются творческий метод, литературные направления и течения, жанры, стиль.
Изменения в русской литературе связаны с историческими сдвигами, происходящими как в нашей стране, так и во всем мире.
Выделим наиболее значимые исторические события, оказавшие влияние на историко-литературный процесс в России.
1. Период Древней Руси (11 – 17 вв.). Этот период отмечен княжескими междоусобицами, феодальной раздробленностью, набегами кочевых племен (12 в.), золотоордынским (татаро-монгольским) игом (13 – 15 вв.) и другими, более поздними, значимыми событиями. В древнерусской литературе звучат темы объединения русских князей, защиты русских земель от завоевателей, тема патриотизма (см. «Слово о полку Игореве»). Наиболее распространена в Древней Руси литература духовной (религиозной, церковной) направленности.
2. Реформы Петра I (начало 18 века). Основными изменениями в области культуры и быта становятся возникновение светской культуры (обмирщение культуры, прежде обслуживавшей интересы церкви), европеизация культуры (по выражению А. С. Пушкина, Петру удалось «в Европу прорубить окно»), выделение дворянства как привилегированного сословия и развитие дворянской культуры. Возникает светская литература (литература, обслуживающая интересы дворянства), зарождается направление классицизм.
3. Отечественная война с Наполеоном (1812 г.). Победа русской армии над пытавшимся завоевать Россию Наполеоном привела к тому, что увлечение русских дворян французской культурой (галломания) сменилось национально-патриотическим подъемом – осознанием ценности своей нации, возникновением гордости за свою страну, пониманием того, что многое можно изменить вместе, сообща.
4. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825 г.) и последовавшая за ним николаевская реакция (до 1855 г.). После победы в Отечественной войне с Наполеоном в 1812 г. в России начинается подъем национально-освободительного движения: передовые люди, представители дворянского сословия, задумываются о судьбе своего отечества, о необходимости улучшения жизни в России, достижения большей политической свободы (вспомним романтическую вольнолюбивую (гражданскую) лирику молодого Пушкина – стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «Узник»). Начинают организовываться тайные общества, члены которых выдвигают идеи ограничения самодержавия (идеи введения конституции и гражданских свобод, создания конституционной монархии, парламента), отмены крепостного права.
Подъем национально-освободительного движения первой четверти 19 века отразился в известном пушкинском стихотворении "К Чаадаеву", которое можно отнести к романтической вольнолюбивой лирике. А. С. Пушкин обращается к своему старшему другу Петру Яковлевичу Чаадаеву, носителю прогрессивных, свободолюбивых взглядов, а также к друзьям-декабристам.
К ЧААДАЕВУ
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
1818
Воспользовавшись затянувшимся периодом междуцарствия, когда император Александр I скончался, а Николай I еще не вступил на престол, декабристы подняли восстание. Восстание было подавлено войсками, присягнувшими Николаю. Николай I лично допрашивал многих декабристов, после чего пятеро наиболее виновных заговорщиков (Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский) были казнены повешением, а сто двадцать один декабрист сослан на каторгу или на поселение в Сибирь, заключен в крепость или послан рядовым солдатом на Кавказ, где шла война с горцами.
После жестокого подавления восстания декабристов наступает период реакции правительства (николаевской реакции): всякое свободомыслие пресекается, резко усиливается полицейский надзор, контроль над общественной жизнью, в результате чего происходит спад русской общественной мысли. Время, когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться, получило название «эпоха безвременья». Годы безвременья, пришедшие после подавления восстания декабристов, породили в русской литературе мрачные настроения – ощущение безвыходности, безнадежности, разочарования (отсюда беспощадная сатира в творчестве Н. В. Гоголя, тема ухода в мир романтической мечты, поиска романтического идеала, проблема конфликта личности и светского общества, поэта и государственной власти в творчестве М. Ю. Лермонтова).
В лермонтовском стихотворении "Гляжу на будущность с боязнью..." отражены настроения, свойственные русской интеллигенции в период николаевской реакции, - безвыходность, безнадежность, разочарование.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать — что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.
1838
5. Общественный подъем конца 1850-х – начала 1860-х гг. В 1855 г. на российский престол вступает Александр II, первостепенной задачей которого становится проведение реформы по отмене крепостного права в 1861 г. В результате изменения внутренней политики начинается рост освободительного движения: возникают демократическая мысль, нигилизм (направление общественной мысли, основанное на отрицании ценностей дворянского общества, индивидуализме, усилении материального начала), социалистические учения, революционные идеи (так, новые идеи нашли отражение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).
В литературе выделяется два противоположных направления – демократическое направление и «чистое искусство». Большое значение приобретают литературная критика, литературная полемика. Демократическая критика утверждает, что литература должна служить интересам общества, быть злободневной, решать социальные проблемы: проблемы социальной несправедливости, неравенства, бедности, угнетения крестьян (критики Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, поэт Н. А. Некрасов). Приверженцы «чистого искусства» («органической критики» – целостной, относящейся к сущности жизни) считают, что литература должна поднимать вечные проблемы: проблемы любви, творчества, постижения красоты, нравственного выбора, философские проблемы (проблему поиска смысла жизни, человеческого существования) (критики А. В. Дружинин, А. А. Григорьев, писатели И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, поэты Ф. И. Тютчев, А. А. Фет). Показательно разное отношение представителей двух литературных лагерей к культурному наследию: утилитарные (основанные на практическом применении, принципе пользы) взгляды демократической критики отразились в словах Н. Г. Чернышевского: «Сапоги выше Пушкина», – традиционные взгляды органической критики – в высказывании А. А. Григорьева: «Пушкин – наше все».
В стихотворении "Вчерашний день, часу в шестом..." Н. А. Некрасов создает беспощадную натуралистическую картину в духе демократического искусства. Он пишет о страданиях народа, о своей трагической музе.
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал:"Гляди!
Сестра твоя родная!"
1848
Стихотворение А. А. Фета "Бабочка" - пример поэзии "чистого искусства". Автор говорит о хрупкости и непостижимости красоты. Мы видим поэтику ощущений мгновения, импрессионизм. Неожиданна форма стихотворения - монолог бабочки.
БАБОЧКА
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот, вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
1884
6. Отмена крепостного права в 1861 г. и ее последствия. В результате реформы по отмене крепостного права положение крестьян не улучшилось, началось постепенное разрушение дворянских усадеб и падение дворянства как сословия (эти явления отразились в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», действие которой происходит в пореформенной России (в России после проведения реформы), и пьесе Чехова «Вишневый сад» – произведении начала 20 в., поднимающем тему памяти о крепостном праве, тему разрушения дворянских гнезд).
7. Серебряный век (рубеж 19 – 20 вв., начало 20 в.). В связи с процессом урбанизации (процессом повышения роли городов в жизни общества, ростом промышленности в городах) возникает ощущение кризиса цивилизации, неизвестности и страха перед будущим, потерянности и одиночества человека в больших городах, разочарования в техническом прогрессе. Мыслящие люди осознают, что капиталистический путь развития общества, связанный с накоплением материальных благ, а не с заботой о духовной составляющей жизни, является ложным (рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», стихотворения А. А. Блока «Фабрика», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге»).
О потерянности и одиночестве ("бездомности") человека начала 20 века говорят строки из поэмы А. А. Блока "Возмездие".
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек! (...)
Двадцатый век… Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
1911
С другой стороны, еще больший вес в обществе приобретают социалистические учения, призывающие к социальной справедливости, равенству, свободе, коллективизму (например, вспомним монолог Сатина о человеке в драме М. Горького «На дне», поэму В. В. Маяковского «Облако в штанах»).
Кровавое воскресенье (9 января 1905 г.). Была организована мирная демонстрация жителей Санкт-Петербурга, в которой они обращались к императору Николаю II с петицией – требованием восьмичасового рабочего дня, демократических свобод. Войска встретили народ ружейными выстрелами, тысячи человек были ранены, сотни погибли. Расстрел мирной демонстрации положил начало недовольству народа действиям царя и предопределил дальнейшие революционные события: начинаются стачки рабочих, появляются случаи сожжения дворянских усадеб.
8. Февральская революция и свержение царского правительства, Октябрьская социалистическая революция (1917 г.). Участие России в I Мировой войне подорвало экономику страны. В феврале 1917 г. политики-радикалы, противостоящие властям, предприняли чрезвычайные меры, в результате которых Николай II отрекся от престола и было сформировано Временное правительство. Хаос, охвативший страну, привел к захвату власти большевиками. Октябрьская революция завершилась созданием нового, советского правительства. В итоге было создано социалистическое государство с новым политическим курсом и идеологическими установками. В результате трагических событий гражданской войны 1918 – 1922 гг. большевики уничтожают империализм на всей территории страны (событиям посвящены стихотворения считавшегося поэтом революции В. В. Маяковского, стихотворение С. А. Есенина «Русь Советская», роман М. А. Шолохова «Тихий Дон», его «Донские рассказы», роман М. А. Булгакова «Белая гвардия», поэма А. А. Блока «Двенадцать»).
9. Сталинский режим (тоталитарный режим – осуществляющий полный контроль и жесткую регламентацию всех сфер жизни общества и отдельно взятой личности) (1930-е гг. – 1953 г.). Под давлением идеологии происходит становление литературы социалистического реализма. Обостряется проблема художника и власти, встает вопрос о том, каким должен быть истинный художник (роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Положение поэта, писателя в стране двойственно, его судьба трагична: он вынужден либо изменять своим творческим принципам и переживать внутренний конфликт, творческий кризис (В. В. Маяковский, М. Горький), либо испытывать давление и травлю со стороны власти, государственной системы (С. А. Есенин, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернак).
В 1936 г. поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом (впоследствии автором знаменитой песни "Священная война") и композитором И. О. Дунаевским для кинофильма "Цирк" была написана советская патриотическая песня - "Песня о родине" ("Широка страна моя родная..."). Это яркий пример произведения социалистического реализма. Создан могучий и абстрактный образ Родины. Песня передает приподнятое настроение.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей,
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей…
10. Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.). Сложные, трагические для страны годы приводят к обновлению тем и проблем художественных произведений. Актуальными становятся тема истинного патриотизма (в противовес патриотизму официальному, насаждаемому идеологией), тема народа, тема нравственного выбора человека на войне – во время смертельной опасности.
Стихотворение К. М. Симонова "Родина" поднимает тему истинного патриотизма, который ощущали люди в годы Великой Отечественной войны. Создан образ малой родины, народной России. Произведение перекликается с одноименным стихотворением Лермонтова.
РОДИНА
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
1941
Тема Великой Отечественной войны востребована в литературе и по сей день. В 1960 – 1970 гг. появляется тема «окопной правды» (повесть В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда», произведения Б. Л. Васильева, В. В. Быкова, В. Л. Кондратьева, В. П. Астафьева и других авторов). «Лейтенантской прозой» назвали прозу участников войны, ставшую результатом осмысления трагических для народа военных лет.
11. Период «оттепели» (1958 – 1960-е гг.). «Оттепель» – время относительной общественной свободы, в том числе свободы литературного творчества. Советский читатель открывает для себя зарубежную – западную – литературу, прежде запрещенных отечественных авторов (С. А. Есенина, А. А. Блока, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова и других).
В литературе возникает «лагерная» тема (в творчестве А. И. Солженицына, В. Т. Шаламова).
Происходит расцвет эстрадной поэзии, поэтический «бум» (поэзия Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Е. А. Евтушенко и других авторов).
Возникновение бардовской (авторской) песни (творчество Б. Ш. Окуджавы, раннее творчество В. С. Высоцкого).
12. «Эпоха застоя» (1970-е – 1980-е гг.). В литературе период характеризуется исчерпанностью тем и идей социалистического реализма, поиском нового, актуального содержания произведений (интеллигентская (городская) проза – Ю. В. Трифонов; деревенская литература – В. И. Белов, Б. А. Можаев, Ф. А. Абрамов, В. Г. Распутин, В. М. Шукшин, В. П. Астафьев). Писатели-«деревенщики» констатировали отрицательные последствия разрушения русской деревни, призывали вернуться к основам национальной культуры и народной нравственности, хранителями которых в их произведениях и выступали деревенские жители – герои-«праведники».
13. Смена политического курса, распад СССР, установление рыночной экономики в 1990-е гг. Как осмысление советского прошлого развивается созвучное времени художественное направление концептуализм (существует с 1980-х) – искусство, выстраивающее свои произведения из известных лозунгов и штампов советской эпохи, иронизирующее над ними. Помимо произведений реализма, создаются произведения постмодернизма (Т. Н. Толстая, В. О. Пелевин, Л. С. Петрушевская и другие). В Россию возвращается литература Русского зарубежья (В. В. Набоков, И. А. Бродский, С. Д. Довлатов, В. П. Аксёнов).
Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал!