Найти в Дзене
Фонд "Измени одну жизнь"

Мы забрали наших девочек из мира тишины

Оглавление

...Декабрь, аэропорт Иркутска. Наталья и Владимир Борисовы ищут стойку регистрации московского рейса. Супруги летят домой – вместе со своими приемными дочками.

«Я тогда посмотрела на них, и вдруг словно наступила тишина, как будто исчезли самолеты, пассажиры, чемоданы, тележки, — вспоминает Наталья. — Я видела только девочек — сестренок, которые обе родились с глухотой, жили в неблагополучной семье, потом в детском доме…

Они летели на другой конец страны – в неизвестность, доверились нам — незнакомым, по сути, им людям. О чем сейчас думают, мечтают, чего боятся? Так защемило сердце…»

У Натальи и Владимира три кровных сына. Тимофею 20 лет, он заканчивает обучение в колледже прикладного искусства им. Строганова, скоро пойдет в армию. Вениамину – 17, он учится в колледже связи. Младший — Назар, ему почти 11 лет, закончил 4 класс.

Наталья рассказала о том, как видеоанкета, созданная фондом «Измени одну жизнь», познакомила и соединила друг с другом десятки людей в разных городах, чтобы у двух девочек из Сибири появилась большая и любящая семья, чтобы они смогли не только вырваться из детского дома и увидеть мир, но и научиться слышать его.

От мечты — к действиям

Идея принять в семью детей у нас с мужем появилась обоюдно. Сложно сказать, кто был инициатором. Мы двигались вместе, в одном направлении, ждали, когда почувствуем, что готовы, что обладаем ресурсами, поддерживая друг друга примерно 12 лет.

Когда мы думали о приемстве, мечтали взять в семью двух сестер. Сыновья у нас уже были. И мы ощущали, что можем помочь и другим детям…

От мечты к действиям мы перешли резко. В один момент решили: пора уже что-то делать. Записались в школу приемных родителей (ШПР) в Зеленограде. Получили сертификаты и около полугода пересматривали финансовые возможности своей семьи.

После окончания ШПР были огромные пробелы в понимании темы сиротства и приемства, и мы начали «копать».

«Девочки милые, но они ведь не слышат»

Сайт фонда «Измени одну жизнь» стал для нас основным источником информации. Мы пересмотрели все ролики, в которых приемные семьи рассказывали о себе. Читали истории, блоги… Это для нас было очень ценно!

Подошло время, когда мы стали искать детей. Мы стали просматривать видеоанкеты детей. Если честно, ролики терзали мое сердце, я понимала, что все эти дети нуждаются в родителях, но я не смогу помочь всем…

Тогда мы внесли в поисковую строку данные: «Девочка, есть братья или сестры, возраст 12 лет» (о таком крайнем возрасте мы договорились с мужем после долгого размышления) и продолжили искать.

Первым наших девочек увидел мой муж. Прислал мне анкету (я была на работе), спросил, что я думаю. Я сказала, что девочки милые, но они ведь не слышат! Муж даже не обратил на это внимания! А еще возраст Ксюши был 12 лет, а Наташе уже исполнилось 15.

Что «зацепило»? У нас нет ответа. Как спрашивают, «екнуло»? Наверное, нет, но мы стали очень часто просматривать ролик именно наших девочек. Больше никого не смотрели.

В видеоанкете было сказано, что девочки живут в мире тишины. Мы стали изучать, размышлять, что за мир тишины такой. Стали думать, как мы справимся с еще двумя подростками.

Среднему сыну на тот момент было 15 лет, старшему 17. Четыре подростка дома! А ведь нас в ШПР готовили быть родителями маленьких приемных детей и даже настаивали на этом.

Мостик в сторону ребенка

Нам очень запали в сердце заключительные слова в видеоанкете о том, что девочкам нужны «внимательные и мудрые родители». Сможем ли мы стать такими родителями для них?

Просматривая анкету вновь и вновь, мы запоминали, как девочки двигаются, как реагируют на тех, кто говорил за кадром, рассматривали, есть ли у них сережки, думая о подарках, которые можем приготовить для них, какого цвета у них глаза…
-2

А еще мы разглядывали, есть ли у них слуховые аппараты. Вслушивались в слова, которые характеризовали наших девочек, пытались понять характер. Удивительно, но характер Ксюши очень точно описали – даже сейчас она во многом не изменилась.

Я очень благодарна фонду за видеоанкеты. Особенно они важны для детей с особенностями. Анкеты – как мостик, как трамплин в сторону ребенка.

Иногда нам становилось стыдно, что мы, взрослые, сидим вот тут и как на базаре выбираем детей. Но для родителей это огромная ответственность, поэтому этап выбора был важен для нас!

Захотят ли они к нам, в нашу большую семью?

Видеоанкету мы увидели примерно в августе. Потом стали проходить медкомиссию и собирать документы для опеки.

А еще вместе с сыновьями начали учить жестовый язык и знакомились с замещающими семьями с подростками. У нас появилось несколько знакомых, у которых были глухие дети.

Потом мы сообщили своим родителям о девочках. А уже к концу сентября встали на учет в опеку и получили разрешение быть приемной семьей.

В анкете было указано, что обе девочки из Иркутской области. Мы позвонили в опеку Иркутска и рассказали о своем желании взять Наташу и Ксюшу в семью. Оператор на том конце линии сказал: «Приезжайте, познакомим».

Ксюша.
Ксюша.
Но мы не могли ехать. В тот момент мы не были уверены уже не в себе, а в девочках. Они подростки, слабослышащие… Захотят ли они к нам, в нашу большую семью, так далеко от их родного города?

В итоге нам пошли навстречу и дали телефон директора детского дома, в котором жили девочки. Я понимаю, что детские дома бывают разные, и опеки бывают разные. Нам очень повезло!

Первый скайп

Поговорив с нами, директор пообещала спросить у девочек, хотят ли они общаться с нами. Наташа и Ксюша захотели. Руководство приняло решение устроить нам видеоконференцию по скайпу.

И вот мы увидели наших девочек! Мы плакали. Мы почти не понимали друг друга. Наши девочки издавали звуки и смеялись.
Наташа.
Наташа.

Наше общение было похожее на игру в ассоциацию – мы лишь интуитивно догадывались, о чем речь. Время пролетело очень быстро. Так в присутствии методиста и психолога мы общались еще несколько раз, потом нас оставляли наедине.

Примерно месяц мы общались с девочками. И они обе дали заочное согласие на то, чтобы мы их забрали. В начале декабря мы с мужем полетели в Иркутск за Наташей и Ксюшей.

Розы – в подарок

Вот мы в детском доме. Нас завели в кабинет директора. Набежали люди. В кабинете директор, методист, медсестра, психолог. Последние вопросы к нам. Готовы увидеть девочек? Да!

Привели наших девочек. Наташа волосы распустила, платье надела. Ксюша волосы собрала в хвост, в юбочке и блузке. Мы встали, а они бросились к нам в объятия.

«Вова, какие они маленькие», — сказала я. Пахло от них так вкусно. Муж подарил розы девочкам по розе, которые купил по дороге.
-5

Мы стали общаться в присутствии посторонних людей, не замечая никого. Постепенно в кабинете остались только мы четверо и директор. Было очень трепетно, волнительно.

Потом нас повели «в семью» к девочкам. Детский дом был разделен на семьи, в которых жили девочки и мальчики разных возрастов с воспитателем.

У девочек была обычная комната, в которой 4 кровати и огромный шкаф, но почему-то не было штор. Наташа и Ксюша показали нам все свои рисунки, грамоты, тетради. Пока мы общались с ними, к нам несколько раз заходила воспитатель, мы познакомились с друзьями девчонок.

Я уже не помню, в какой момент выяснилось, что наши дочки раньше не ходили в школу, язык жестов не учили, и только год как они стали посещать занятия в школе. Слуховыми аппаратами дети не пользовались.

Ксюша в свои 12 лет училась в нулевом (!) классе. Наташа умудрилась перейти в 4 (!) класс в свои 15 лет. Не знают слов, не знают речи… Мы были в глубоком шоке. Нас, конечно, не останавливало это, только перед нами вырастали огромные задачи.

Дом, семья и школа

Когда мы с мужем летели в Иркутск, светило солнце, было красиво за окном и радостно на сердце. Когда возвращались домой, 6 часов полета, была ночь и огромная тревога, и беспокойство, ноги еле передвигались, на плечи давило.

Буду ли я мудрой мамой? Как девочки перенесут перелет? Они жутко боялись лететь. Все их переживания и страхи мы разделили.
-6

Приземлились в Москве. Вот мы и дома. Нас ждали сыновья и бабушки, дедушка и дядя. Приготовили вкусный ужин. Плакат нарисовали: «Ура! Вы дома!» Познакомились друг с другом. Показали дочкам их комнату, они выбрали кровати. Так закончился это трудный день.

Вскоре был День рождения среднего сына, а еще через некоторое время – Новый Год! Как и многие, мы мечтали встретить праздник с девочками. Я почему-то не могу вспомнить, как проходили первые дни дома. Столько всего нужно было решить!

С января по конец марта мы проходили комиссии, готовили документы. В конце марта девочки пошли в школу для глухих детей. Ксюшу взяли в 5-й класс, Наташа пошла в 6-й.

Я уже три раза отправляла сыновей в первый класс, но это событие с Ксюшей и Наташей было гораздо волнительнее и в чем-то даже страшнее. Как примут наших детей, как смогут они учиться, как восполнить недостаток знаний?

Когда земля уходит из-под ног

Сейчас кажется, что мы шли себе и шли этим путем, но это безумно сложно. У каждого свой характер, каждому трудно по-своему. Всех понять, простить, поддержать…

Примерно полтора года было очень сложно. Очень мало осталось в памяти из того времени. Были истерики, причем, у обеих, в разное время.
-7

Спустя год, как девочки жили дома, случился серьезный конфликт. Пришлось даже сообщать в опеку о желании Наташи уйти обратно, в детский дом. Казалось — все! Земля из-под ног ушла. Этого не могло быть с нами.

Но это был как бы переломный момент. Мы сказали Наташе: если ты хочешь, можешь идти, но мы этого не хотим. После этого с Наташей стало легче. Она извинилась. Больше такого не повторялось.

Ксюша тоже пару раз во время ссор начинала вопить, что хочет в детский дом. Это было так больно! Но я научилась видеть в этом ее вопле ее боль.

С нами девочки уже 2,5 года. До сих пор бывает сложно прощать, принимать, любить. Я понимаю, что горе наших девочек очень сложно вычерпать.

Мне, правда, тяжело вспоминать время адаптации. Много уже забылось. Сейчас я понимаю, что этот болезненный процесс важно пройти. Это время позволяет стать ближе.

Глухой. Приемный. Подросток.

Руки у меня опускались. На время. Особенно когда очень уставала. Рыдала, конечно же. Я вообще поплакать раньше любила. Рыдала от того, что считала, что не справляюсь. А ведь я просто учусь быть мамой двух глухих приемных подростков.

Здесь каждое слово отдельно. Глухой. Приемный. Подросток.

Конечно же, столкнулись мы с проблемой принятия сыновей и дочерей между собой. Каждому приходится работать над собой и с пониманием относиться к другим.

«Мамой и папой» девочки назвали нас еще в детском доме. Возможно, потому что им легче говорить эти слова, чем обращаться к нам по имени или говорить «тетя» и «дядя».

Муж тоже почти сразу стал говорить: «Мои дочи». А у меня на этот процесс ушло время. Может быть, потому что я прошла беременность с сыновьями, и с ними особая связь, может, потому что девочки мне были непонятны.

Я понимала, что в моей семье появились люди, о которых я забочусь, они были очень важны для меня. Но все это было иначе, чем с сыновьями.

-8
Девочки в моем сердце и в моей жизни занимают огромное место. Мне иногда кажется, что даже больше, чем мальчики.

Дочкам так много нужно дать. Они нуждаются в житейских советах, в девчачьей болтовне. Очень часто Наташа рассказывает о своем детстве. Очень много задает вопросов.

Очень многому дочки научились от меня. И я на самом деле очень многому у них учусь.

Услышать друг друга

Мне очень помогает, что с мужем мы заодно. Мы поддерживаем друг друга, много говорим.

Еще я делюсь с мамой, когда мне становится очень тяжело. Еще, конечно, очень важна профессиональная помощь. Мы нашли фонды, которые поддерживают приемных родителей подростков, и их помощь неоценима!

Для нас остается большой проблемой обучение девочек. Для меня мир глухих был так далек! Я за свою жизнь всего пару раз сталкивалась с глухими. А сейчас — погружение с головой.

Наташа и Ксюша прекрасные, очень умные и добрые девочки! Но эти два подростка не смогут обходиться без помощи. Они не понимают слышащих людей.

-9

Наташе поставили имплант, когда ей было 5 лет. Эта операция стоит огромных денег. Но, дочка не пользовалась имплантом, она ничего не слышала.

У нее не было слухового аппарата на втором ухе. Драгоценное время моего ребенка было потеряно…

Сейчас, когда мы каждый год ездим с ней в Питер на реабилитацию по слуху, где ее учат пользоваться аппаратом, хочется кусать локти. Я вижу, как слышат и разговаривают дети, с которыми занимались, и становится так обидно.

Наташа не любит имплант. Она считала его вредным для себя. Мы убеждаем ее, говорим, как важно научиться слышать. Очень медленно, но дочка привыкает.

Ксюша также не ходила в слуховых аппаратах. Мы забирали из детского дома глухого ребенка… Потом у нее появился один аппарат на ухе, где остаток слуха больше.

В октябре у нас получилось приобрести два аппарата для Ксюши. Вот она очень любит слушать! Дочка не снимает аппараты, но она не понимает речь, слышит только звуки. Ей очень многому нужно учиться.

Я по крупице искала информацию

Когда у человека есть проблема со здоровьем, куда он идет? К врачу. Вот и мы, получив глухих детей, направились в сурдоцентр. Я мечтала, вот сейчас тетя врач расскажет, что нам делать.

Вы знаете, мне не помогли. Нам только измерили уровень слуха и сказали: «Приходите через год». Я очень огорчилась тогда.

-10
Но мы не опустили руки. Я по крупице искала информацию.

Каждый раз, когда приезжали с Наташей в Питер, я как первоклассница спрашивала у специалистов: «А что делать с Наташей? Что делать с Ксюшей?»

Я училась быть логопедом для своих детей, понимала, какие книги нам помогут. Вот только на днях купила логопедические карточки для детей 5-7 лет для наших девочек, которым 15 и 17 лет, чтобы учить с ними слова.

Я даже не могу передать, какой огромный пробел в знаниях у моих дочерей! Когда я начинаю об этом думать, становится так тоскливо… Но, я понимаю, что наши девочки особенные!

Какое благо, что им нравится учиться. Очень медленно, но они учатся. А мы с мужем изучаем мир глухих людей и их проблемы.

Наша мечта – рядом с нами

Нам так посчастливилось, что ни разу мы не услышали плохого, грубого слова о том, что у нас приемные дети – ни в их адрес, ни в наш. Наоборот, у нас много знакомых, и они любят нашу семью.

Девочки наши очень дружелюбны и общительны, легко идут на контакт. Как минимум, у девочек есть два образа семьи, и я всегда говорю им, что теперь вы можете выбирать, как вам поступать.
-11

Мне трудно судить, насколько изменились дочери. Ведь меняемся мы вместе. Они научились делиться, заботиться. Теперь наравне со всеми они делают подарки всем членам нашей большой семьи. Они живут в большом городе, и мы рассказываем, что у них огромные возможности, несмотря на их проблемы со слухом.

Мы с мужем, конечно, тоже очень изменились. Стали намного терпимее, изобретательнее, мудрее и спокойнее. Пришлось вместить в свое сердце еще двух людей, а это бесследно не проходит. У нас появилось еще больше друзей.
-12

Каждое достижение детей делает нас счастливее. Когда девочки рассказывают, что научились новому, я становлюсь счастливее. И наши достижения тоже делают нас чуточку счастливее.

Нашей мечтой было принять в семью двух сестренок. Еще не так давно это казалось невозможным. А вот сейчас наша мечта – рядом с нами.

Все фото — из семейного архива Борисовых.

Пусть счастливых историй усыновления будет больше! Подписывайтесь на канал фонда «Измени одну жизнь» в Дзене – давайте вместе сделаем так, чтобы изоляция у сирот закончилась, и в их жизни появилась семья.