Изучая артефакты, связанные с культурой тюркоязычных народов, можно увидеть много общего в их материальной культуре. Однако, духовное наследие тюрков весьма многообразно. Так, несмотря на общую культурную близость, религиозные взгляды многих тюркских народов разнятся. Например, часть хакасов и южные алтайцы, оставшись некрещеными, и по сей день исповедуют шаманизм. Якуты, хоть и принявшие православие, до сих пор трепетно относятся к традиционным верованиям, а шаман для них является непререкаемым авторитетом.
В коллекции Российского этнографического музея сохранились подлинные предметы культа хакасов конца XIX века: изображение духа-помощника охоты, изготовленное из летней шкурки белки, и изображение семейных покровителей, представленное в виде трех человеческих фигур, держащихся за руки и двух берез, начертанных на куске белого холста красной краской.
Особого внимания в этом разделе заслуживает алтайский шаманский бубен. Его рукоять представляет собой человекоподобное изображение духа или же предка, от которого шаман и унаследовал дар.
Считается, что шаманский дар, иначе называемый шаманской болезнью, передается по наследству, но, во многом, случайным образом. Посвященный получает особые знания, однако во время камлания, то есть обряда обращения к духам, он испытывает мучительное состояние, близкое к эпилепсии.
Шаманы должны впадать в экстатическое состояние, чтобы иметь возможность путешествовать по вселенной, которая, согласно представлениям этих народов, делится на три мира, – средний, в котором живут люди, верхний, который населяют светлые божества, и нижний, в котором пребывают злые духи и души предков.
Похитив часть души у человека, злые духи наводят на него болезнь. Тогда шаман отправляется в путь по мирам, охотясь за духами, причем бубен в этом случае воспринимается им уже не как музыкальный инструмент, а как ездовое животное или как лодка с веслом.
#народы мира #якуты