предыдущая глава Сватовство Альтук
Не было дня, чтобы Альтук не вспоминала мужа. Сватовство Виктора вывело её из душевного равновесия. Рассыпался на тысячи осколков защитный панцирь сильной женщины, которым она прикрывалась. Одиночество отзывалось болью в сердце. Она вышла во двор. Глядела в сумерках на мерцающую в небе звезду. Их звезду, под которой миловались они много лет назад. В отчаянье она спрашивала: «Микки, где ты? Мне очень плохо без тебя. Возвращайся!» Но холодное небо безмолвно смотрело на женщину, безразлично сверкая звёздами.
Любимый муж чудился ей повсюду. Она явно видела его силуэт то на фоне сарая, то у калитки. В полумраке ей казалось, что муж рядом, что он сейчас, взяв вилы, подбросит сена корове. Женщина побрела в сарай. В отчаянии прижалась к тёплому боку кормилицы. Монотонно дёргая соски, вспоминала Микки и слёзы отчаяния и бессилия бурным непрерывным потоком прорвали плотину так долго сдерживаемых чувств. Корова, будто понимая состояние хозяйки, стояла смирно, жуя свою нескончаемую жвачку.
Слёзы не принесли облегчения. Наоборот, усилились чувства одиночества и безнадёжности. Альтук ворочалась в одинокой постели, мысли унеслись далеко, когда ей было восемнадцать.
С Зубковым она встретилась впервые в селе Кош-Елга. Она пела в церковном хоре альтом, а немногословный и загадочный парень – басом. Его взгляд бередил душу, не давал покоя. Приподнятая правая бровь придавала его взгляду колючесть, будто маленький чёртик сидел внутри. Казалось, он знал то, что другим недоступно. Высокий и плечистый Зубков был так хорош собой, что сразу затмил всех.
В нём чувствовались сила, характер, казалось, он хранил какую-то внутреннюю тайну.
Альтук бегала на свидания тайно от родителей. Ни одна душа не знала об этих встречах. Их любовь разгорелась быстро, и уже через месяц они не мыслили свою жизнь друг без друга.
Но жених не решался посылать сватов к Алексею Данилову, отцу Альтук. В районе он считался человеком видным: занимал должность уполномоченного. Весь Бижбулякский район был в его ведении. Тогда дочь стражника впервые проявила характер. Ей пришлось побороться за свой выбор. Родители баловали единственную дочь, и она росла независимой. Никто и никогда не принуждал её что-либо делать против воли. Девушка сама завела разговор с отцом о свадьбе.
– Папа, мы с Микки хотим пожениться.
– С Зубковым? С этим тихоней?! – налилось кровью белое лицо отца.
– Он лучше всех!
– Не отдам тебя за этого бессребреника! – шумел и топал ногами Данилов. – Он беден, как церковная мышь! В одном кармане вошь на аркане, а в другом – блоха на цепи. И жить с ним где собираешься?! В чистом поле?!
– У него дом имеется!
– Их там семеро по лавкам. Ты что, всю эту ребятню на свою шею посадишь?!
Действительно, Микки считался незавидным женихом. Его отец умер от тяжёлой простуды в 1915 году. Вдова осталась с шестью детьми. По чувашским обычаям, старший брат становился сёстрам и братьям вместо отца. Бывший стражник Алексей Данилов не хотел такого зятя.
– Пойду только за него! Хоть что делайте! – дерзко ответила Альтук. – Я согласна с ним хоть в шалаше жить!
– Я тебе своего благословения не дам!
– Уйду без благословения!
– Вся в бабку Анфиску! – кричал и чуть не плакал от бессилия отец. – И бабка была такая же упрямая оглобля! Твоя взяла!
Свадьбу сыграли на Покров. Алексей так и не примирился с выбором своенравной дочери. Но к свадьбе расстарался и заказал наряд по последней моде у самой известной портнихи в Белебее. Дочь стражника в белоснежном платье с розовыми цветочками не сводила влюблённых глаз с красавца-жениха. Счастливая невеста затмевала своей красотой и свежестью наливное яблоко.
За столом подвыпивший Алексей Данилов подсел к зятю:
– Теперь тебе надо учиться!
– Учиться я готов.
– На ветеринара! Это дело прибыльное!
– Теперь вы будете мне вместо отца, – почтительно отвечал жених. – Мой батюшка не дожил до радостного часа.
– А ты, сынок, не так прост, как кажешься.
– Я докажу вам, что не дурак.
После свадьбы дочь стражника перешла жить в дом к мужу. Много приданого ей не дали: отец так и не простил ей своеволия. Как напоминание о хорошей жизни в отцовском доме, в сундуке хранились бордовое платье из сатина, чёрный суконный кафтан, выходной кафтан из бостона, кожаные ботинки со шнуровкой и длинными голенищами.
Зажили молодые душа в душу. Свекровь, Екатерина Васильевна, охотно уступила ведение дома энергичной невестке.
Золовка Раиса часто вспоминала со смехом, как молодая невестка их ловко проучила: "Как-то в сенокосную пору мама разбудила нас в три часа ночи. Я подумала: "Посплю ещё чуток". Григорий и Дуся даже не пошевельнулись. Разбудил нас крик грудной дочери Альтук. Дитё орёт! Мамки нет и титьки нет! Выскочили во двор лошади тоже нет! Запеленали мы Фенечку и подхватились бегом к Михайловской меже, где обычно косили. Под полуденным солнцем мы с Гришей по очереди тащили орущую от голода Фенечку аж девять километров. Дуся с харчами и деревянным жбаном кваса едва поспевала за нами. Красные, взопревшие приволоклись мы на покос. А довольная Альтук, озорно улыбнулась и съехидничала: "Ну что, голубки, отоспались?!"
Скоро она стала в доме полноправной хозяйкой. Её самостоятельность пришлась не по душе двоюродному брату мужа.
– Эта молодка всё под себя подмяла! – вопил он на всю улицу. – Это дом моего деда! Здесь всё моё!
Альтук выслушивала обвинения, но мужу не жаловалась. Но до него всё-таки дошли эти разговоры. Как-то брат зашёл в гости. Микки щедро угостил смутьяна домашним пивом.
– Пойдём, брат, в баньку. Ох, и попарю я тебя!
– Да, в дедовской бане пар знатный!
Хмельной братец вальяжно растянулся на лавке, Микки давай лупить его жёстким концом веника по голой заднице, приговаривая:
– Ну что, брат, говорят ты наследства хочешь?
– Неправда это! Напраслину возводят!
– Я выбью из тебя дурные мысли! Вот тебе наследство от деда! А вот тебе его добро! Сейчас подкину парку и ещё добавлю тебе наследства.
– Больно же! Ты что сдурел!Не надо мне наследства! Не надо!
– Охолонись! – окатил его Микки холодной водой. – Ещё услышу чего - на каменку голой жопой посажу!
"Тихоня" Микки заставил считаться с собой всю родню. Он выучился на ветеринарного врача, стал в деревне незаменимым человеком и заслужил-таки уважение стражника.
Содержание книги "Цвета холодных лет":
Глава 1. Как нас раскулачивали
Глава 2. Стражник
Глава 3. Утро
Глава 4 Фотография перед смертью
Глава 7. Как женщины выживали в войну
Глава 8. Посылка для папы
Глава 12. Вилами за честь
Глава 14. День Победы. Несчастливые
Глава 16. Сватовство Альтук
Глава 17. Голодный апрель.
Глава 18. Китайский шёлковый платок.
Глава 20. Ведьма
Глава 21. Баня в апреле