Найти тему

Железнодорожная история. Часть I.

Постоянные читатели журнала знают как я любопытен в вопросах железнодорожного прошлого. Особенно это касается пассажирского сообщения и даже конкретно разнообразия окрасок вагонов советских железных дорог. Получить какую-нибудь информацию из РЖД — дело абсолютно дохлое. Там во-первых этим никто не занимается, а во-вторых на начальственных постах бешеная текучка, им не до того.

Надо сказать, что я достаточно упрям и навострился спрашивать интернет правильно. Самый большой информационный улов приносят, как ни странно, частные фото. В наш беспокойный век семейные фотоальбомы проще держать в цифровом виде в облаке, а не в бумажном дома. А съемка себя и родственников на фоне вагона вообще всегда была обязательным пунктом в списке сюжетов путешествующего фотомастера.

В общем в дебрях хостингов я насобирал много тематических фото и предлагаю посмотреть на них с моими комментариями. Выбирать старался не самые известные.

Вот, я так понимаю, фотодокумент времен основания
Магнитогорска. Какая капитальная маршрутная табличка на вагоне! Можно прочитать «через Рузаевку, Сызрань, Самару, Полетаево».

-2

Сельские комсомольцы пятидесятых на фоне воспетого (не ими) поезда «Воркута — Ленинград». Который по тундре.

-3

1957 год, поезд Москва — Сталинабад. Если кто забыл, так в 1929-1961 году именовалась столица Таджикской ССР Душанбе.

-4

Пятидесятые годы (их конец скорее всего), Горький – Ленинград. Будущая «Волга».

-5

1958 год, офицеры каких-то технических родов войск на фоне поезда «Киев — Адлер». Интересно тут то, что на вагоне стоит маркировка не дороги, а треста СВПС (Cпальных вагонов прямого сообщения).

-6

В 1964 году советские железнодорожные начальники задумали серьезный имиджевый проект: превратить безымянный поезд Москва — Владивосток в бренд. Было найдено имя — «Россия» — и предложены две схемы окраски (в порядке эксперимента окрасили вагоны и в ту, и в другую ливрею).

Перед вами сине-зеленый вариант, который просуществовал недолго. Возможно даже, что после официального запуска «России» в 1966 году эти вагоны были перекрашены в более прижившийся вишнево-кремовый цвет.

-7

1966 год, Новосибирск — Ташкент. Ходил вплоть до последних короновирусных событий.

-8

1969 год, свежеиспеченный фирменный «Саратов» с накладными металлическими буквами. И пассажиры! Дед прямо старовер-пасечник.

-9

Вероятно фирменный поезд «Днiпро» Днепропетровск — Киев (не «Днепр» Днепропетровск — Москва!). Не знал, что у него были такие накладные металлические буквы и крайне интересно, какого цвета были сами вагоны. Предполагаю, что синие.

-10

Предположительно 1970 год, «Литва» Вильнюс — Москва. Вроде и долгая история у маршрута, а фотографий литовских поездов при СССР не так уж много. Причем я исторический цвет вагонов так и не знаю точно.

-11

1971 год, в Челябинск приехал космонавт Валерий Быковский. А приехал он на «Южном Урале» по прозвищу «пожарник» (ливрея его состоит из двух оттенков красного цвета (вишневого и алого).

-12

Телеведущая Валентина Леонтьева тоже приезжала в Че на нем.

-13

Проводники «Донбасса» Москва — Донецк.

-14

«Уголек» Донецк — Киев. Интересно, какого цвета вагоны?

-15

1972 год, кадр из диафильма с «Тихим Доном» Ростов-на-Дону — Москва.

-16

Ижевская «Удмуртия». Обратите внимание, у фирменного состава отваливается краска, зато занавески выше всяких похвал.

-17

С начала девяностых(?) по тому же маршруту стал ходить еще один фирменный поезд с причудливым именем «Италмас» (тотемный цветок удмуртов такой).

-18

Фото подписано как СОП (Студенческий отряд проводников), но уж больно тетки бедовые.

-19

Фотодокумент подостовернее.

-20

Продолжение следует...