Постоянные читатели журнала знают как я любопытен в вопросах железнодорожного прошлого. Особенно это касается пассажирского сообщения и даже конкретно разнообразия окрасок вагонов советских железных дорог. Получить какую-нибудь информацию из РЖД — дело абсолютно дохлое. Там во-первых этим никто не занимается, а во-вторых на начальственных постах бешеная текучка, им не до того.
Надо сказать, что я достаточно упрям и навострился спрашивать интернет правильно. Самый большой информационный улов приносят, как ни странно, частные фото. В наш беспокойный век семейные фотоальбомы проще держать в цифровом виде в облаке, а не в бумажном дома. А съемка себя и родственников на фоне вагона вообще всегда была обязательным пунктом в списке сюжетов путешествующего фотомастера.
В общем в дебрях хостингов я насобирал много тематических фото и предлагаю посмотреть на них с моими комментариями. Выбирать старался не самые известные.
Вот, я так понимаю, фотодокумент времен основания Магнитогорска. Какая капитальная маршрутная табличка на вагоне! Можно прочитать «через Рузаевку, Сызрань, Самару, Полетаево».
Сельские комсомольцы пятидесятых на фоне воспетого (не ими) поезда «Воркута — Ленинград». Который по тундре.
1957 год, поезд Москва — Сталинабад. Если кто забыл, так в 1929-1961 году именовалась столица Таджикской ССР Душанбе.
Пятидесятые годы (их конец скорее всего), Горький – Ленинград. Будущая «Волга».
1958 год, офицеры каких-то технических родов войск на фоне поезда «Киев — Адлер». Интересно тут то, что на вагоне стоит маркировка не дороги, а треста СВПС (Cпальных вагонов прямого сообщения).
В 1964 году советские железнодорожные начальники задумали серьезный имиджевый проект: превратить безымянный поезд Москва — Владивосток в бренд. Было найдено имя — «Россия» — и предложены две схемы окраски (в порядке эксперимента окрасили вагоны и в ту, и в другую ливрею).
Перед вами сине-зеленый вариант, который просуществовал недолго. Возможно даже, что после официального запуска «России» в 1966 году эти вагоны были перекрашены в более прижившийся вишнево-кремовый цвет.
1966 год, Новосибирск — Ташкент. Ходил вплоть до последних короновирусных событий.
1969 год, свежеиспеченный фирменный «Саратов» с накладными металлическими буквами. И пассажиры! Дед прямо старовер-пасечник.
Вероятно фирменный поезд «Днiпро» Днепропетровск — Киев (не «Днепр» Днепропетровск — Москва!). Не знал, что у него были такие накладные металлические буквы и крайне интересно, какого цвета были сами вагоны. Предполагаю, что синие.
Предположительно 1970 год, «Литва» Вильнюс — Москва. Вроде и долгая история у маршрута, а фотографий литовских поездов при СССР не так уж много. Причем я исторический цвет вагонов так и не знаю точно.
1971 год, в Челябинск приехал космонавт Валерий Быковский. А приехал он на «Южном Урале» по прозвищу «пожарник» (ливрея его состоит из двух оттенков красного цвета (вишневого и алого).
Телеведущая Валентина Леонтьева тоже приезжала в Че на нем.
Проводники «Донбасса» Москва — Донецк.
«Уголек» Донецк — Киев. Интересно, какого цвета вагоны?
1972 год, кадр из диафильма с «Тихим Доном» Ростов-на-Дону — Москва.
Ижевская «Удмуртия». Обратите внимание, у фирменного состава отваливается краска, зато занавески выше всяких похвал.
С начала девяностых(?) по тому же маршруту стал ходить еще один фирменный поезд с причудливым именем «Италмас» (тотемный цветок удмуртов такой).
Фото подписано как СОП (Студенческий отряд проводников), но уж больно тетки бедовые.
Фотодокумент подостовернее.
Продолжение следует...