Ученые подтвердили существование внесолнечной планеты Proxima b, потенциально пригодной для проживания в альтернативном случае, если человечество покинет Землю.
Это не первый отчет об этой «суперпланете» в пределах диапазона звезды Проксима Центавра, но последний следует считать официальным. По крайней мере, это то, что говорят авторы отчета из Университета Женевы.
В сообщении подчеркивается важность спектрографа ESPRESSO в современных исследованиях. Это позволило точно оценить массу планеты, и на самом деле это большой успех. Мы знаем о Проксиме b, что она имеет 1,17 массы Земли (предыдущая оценка составляла 1,3) и вращается вокруг своей звезды за 11,2 дня.
Швейцарцы борются с гордостью, потому что они построили спектрограф (установленный на очень большом телескопе, одном из четырех, образующих Европейскую южную обсерваторию Чили, ESO), и использовали его в поисках новой информации об окрестностях Проксимы Центавра.
Впервые мы узнали об этом небесном теле в 2016 году благодаря работе другой швейцарской команды, использующей «швейцарский» спектрограф HARPS (также ESO).
Основным автором открытия и статьи, описывающей его в журнале «Астрономия и Астрофизика», является Алехандро Суарес Маскарено. По его словам, подтверждение существования Проксимы b было важной задачей хотя бы потому, что это чрезвычайно интересная планета.
Основываясь на информации, собранной к настоящему времени, мы знаем, что хотя Проксима b, которая находится довольно близко к своей звезде, получает столько же энергии от Проксимы Центавра, сколько Земля от Солнца, она подвергается чрезвычайно неприятному (в 400 раз сильнее, чем мы от Солнца) рентгеновскому излучению.
Такими рентгеновскими лучами, «бомбардировкой», этот красный карлик обеспечивает обе планеты в своей окрестности (вопрос о существовании второй, Proxima c, рассматривается с августа 2019 года).
Чего мы не знаем и что делало бы переход на Проксиму b разумным, так это наличие атмосферы. И может ли эта атмосфера защитить живые организмы от рентгеновских лучей.
Количество энергии, получаемой от красного карлика, является достаточным для того, чтобы поверхность планеты (если это позволяет атмосфера) могла поддерживать воду в жидком состоянии.
Если бы человечеству пора было перейти на Проксиму b, преодолеть 4,24 световых года было бы непросто.
Лучшие ионные двигатели, принадлежащие человечеству, сократят эту поездку до 16 тысяч лет. Все это, конечно, рассчитано в среднем и все-таки масштаб проблемы не уменьшается. Химические ракеты не могут этого сделать, так что, может быть, ядерный двигатель?
Для поездки в длинною 84 года или полной смены поколений, ядерный двигатель должен быть в состоянии достичь скорости как минимум 5 процентов от скорости света.
На рубеже 1980-х и 1990-х годов, NASA уже проводило работу над проектом Timberwind (исследования возможности атомного движения для ракет, созданных для нужд «Звездных войн») наряду с идеями включенными в проект NERVA и SNTP.
Десять лет спустя они попробовали еще раз, но проект «Прометей» быстро «растолстел», бюджет на много был сокращен, но в 2005 году его полностью закрыли.
Стоимость, кажется, является главной проблемой, с которой сталкиваются учреждения, планирующие наше путешествие между звездами.
Возможно, однажды ученые смогут успешно возродить американский проект NERVA, заброшенный почти полвека назад , или выйти за рамки теоретической сферы с помощью британской программы Daedalus (то есть Dedal).
Стоимость космического аппарата в программе «Дедал» в 1978 году была оценена в огромную сумму, в 100 триллионов (тогда) долларов.
Физик-теоретик Фриман Дайсон (один из создателей программы «Орион», впервые задумавшийся об использовании ядерной тяги для путешествий к звездам) в том же году оценил стоимость подходящего транспортного средства в 100 миллиардов долларов, что с учетом изменения стоимости денег дает 650 миллиардов долларов на данный момент.
Кто и когда заплатит за создание межзвездного корабля? Этот вопрос попытался задать доктор Ричард Обуси, физик и основатель неправительственной организации Project Icarus.
Согласно расчетам, приведенным Centauri Dreams, предел прибыльности - выпуск со стоимостью до 1 процента ВВП страны, которая его построит.