О стальном человеке с добрым сердцем и великим талантом руководителя, скоро очередная годовщина памяти - Гринера Владимира Викторовича, директора Сталелитейного завода, построившего город на Дону, человек и личность, которых не найти.. на этой территории..
Он мой свекр.[умер в 1992 году]В 1991 году Горбачевым был предложен пост Министра тяжелой пром-ти СССР, он он уже был смертельно болен..почитайте - интересно- Человек - эпоха.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Проведывая родные погосты, многие фроловчане стараются пройти серединой кладбища, чтобы навестить могилу первого директора стальзавода. Завода, на котором проработали 38 тысяч человек! Завода, который, можно сказать, построил город: общежития, многоэтажки, больница, центральная котельная, училище и техникум, профилакторий, детсады, водопровод, канализация, очистные сооружения… Завода, который за 25 лет работы дал стране полтора миллиона стали и освоил 37 наименований изделий для тракторного завода и сельского хозяйства. Но не только величие былого предприятия вспоминают у могилы Гринера. Добрым словом вспоминают талантливого руководителя, заслужившего большое уважение начальников и простых работяг.
Владимир Гринер приехал во Фролово и возглавил строящийся стальзавод в 1969 году (был назначен руководством Волгоградского тракторного завода) и руководил фроловским заводом по 1991 год.
Конфликт
- Он пришёл и сразу начал дубить мою шкуру, - вспоминает Иван Селезнёв (тогда – начальник мехцеха). - Массовое производство было тогда только в моём механическом цехе (обработка катков), и он насел на меня. Я раньше понятия не имел после работы задерживаться. Очень суровым он мне сначала показался, было даже какое-то отторжение. Каждый день в торец стола меня ставит: утром – рапорт, вечером – рапорт. Я не выдержал и пошёл к нему однажды по личному вопросу. Часа 3 он меня за дверью продержал, я за это время нашпиговал себя негативом.
«Если Вас не устраивает моя работа, ищите мне замену», - сказал. После этого разговора он стал помягче. Постепенно перезнакомился со всем коллективом, стал к каждому относиться дифференцированно. Великодушен был к тем, кто работал со всем старанием. Выпуск тракторов рос, а катков не хватало, и планы работы – всё выше и выше. Помню, как выходной день подходит – меня уже колотить начинает: мне нужно было ездить по всему городу и людей собирать для работы в субботу и воскресенье. Кто мог, кто нет. Но за работу в выходные он нас премировал, люди были этим довольны.
Владимир Викторович подружился со всеми. Все видели – как он сам горит работой, как таскает с нами железки. Рабочие его уважали и старались не подводить.
Трудоголик
- Работал по 14-15 часов в сутки. Жил работой, - таким помнит его и Геннадий Долгов (бывший главный инженер). – Волевой, выносливый. Присылали другого директора – тот не выдержал такой нагрузки и ушёл, он орал на людей, грубил.
- Владимир Викторович мог и поругать (было всякое), но это не было грубостью. Он умел найти общий язык и с заключёнными, которых присылали в термообрубку, - говорит Татьяна Калиничева (работала на ФСЛЗ экономистом).
Бессребреник
- Он был заядлым рыбаком и охотником. Как-то стали ошкуривать добычу и делить на всех 13 человек. Заместитель Владимира Викторовича - Владимир Андреевич Ковалёв потихоньку говорит: «Вот эту кучку – побольше, для директора». «Андреич, - услышал разговор директор. – На охоте и рыбалке директора нет», - рассказывает Вячеслав Колесников (был председателем профкома).
- …Того, что Владимир Викторович серьёзно болен, никто не знал. В конце 80-х, когда он поехал в Китай заключать договора на поставку нашей продукции, ему стало плохо. Вызвали доктора и переводчика. Китайский доктор сказал, у него серьёзное заболевание и нужно пройти лечение. Предложили лечение в Китае. « Ладно, я знаю, но ложиться здесь не буду. Представляешь, что скажут рабочие: Гринер не договора поехал заключать, а лечиться?»
…Многих удивляло, что директор ездит на работу в автобусе с рабочими. Своей машины у него не было очень долго. А появилась она так.
Списывали на заводе ГАЗ-69 (ему 100 лет в обед). А директору тракторный завод дал служебную «Волгу». Меня, как председателя профкома, вызывает директор. « Ты знаешь, - говорит, - тут такая ситуация…». И молчит. «Говорите». «Да мне как-то неудобно…Тракторный дал «Волгу» служебную, а УАЗик – списать. Я хотел бы купить его для охоты. Сам я ездить не буду, а вот Витька бы (сын) меня возил. Я
тут написал заявление, пусть профком рассмотрит». Вот так появилась у него собственная машина - первая и единственная в жизни.
- Удивляло, как просто было в его кабинете, никаких сервизов, на столе – обычный стакан в подстаканнике, - вспоминает Николай Базилевский (тогда – главный механик). – Помню, как пришли мы к нему на похороны, увидели квартиру - как скромно жил директор такого завода!
Про зарплату
- Раньше было так: чем больше проплавишь, тем больше получишь. Помню, у сталевара Захарова вышло за месяц 380 рублей. Приходит к Гринеру зам по экономике Выпряжкин: « Владимир Викторович, у вас оклад 320 рублей, а у сталевара – 380…». «Ну и чё? Он их заработал. Пойди, стань под огонь печи…» (Вячеслав Колесников).
Книги
- В кабинете у него, как и у многих тогда руководителей, стояли на полке тома Ленина. Кто их читал? Как-то на очередной планёрке Владимир Викторович, не согласный с мнением одного из начальников, говорит ему: «Ты знаешь, что по этому поводу Ленин говорил?», - и вытаскивает том собрания сочинений – а там закладки. Он открывает по закладке и зачитывает. И когда успевал читать? – удивляется Вячеслав Колесников.
- Да, несмотря на занятость, он очень любил читать, - подтверждает Иван Селезнёв. – Была заводская библиотека – он там брал книги. И дома у него была собственная библиотека. Мне кажется, он старался взять из этих книг лучшее для своей работы, старался воспитывать в себе лучшие качества руководителя.
Привычки
- Гринер много курил. Любимые сигареты у него были – «Новость». Когда кто-то ехал в командировку в Москву – он просил привезти их (дефицит тогда был), - рассказывает Пётр Васильев (при Гринере – начальник стальцеха). - Он любил пошутить, анекдот рассказать, правда, не каждый напишешь в газете.
- Когда кто-то жаловался, что что-то не получилось, сорвалось, Владимир Викторович комментировал просто, по-народному: «Не понос, так залотуха - что-нибудь мешает». Это была его любимая поговорка, - смеются бывшие коллеги Гринера.
По имени-отчеству
- Всех старых работяг он знал по имени-отчеству. Каждый день, обходя стальцех, он с каждым здоровался – за руку, кивком, что-то спросит, поинтересуется, как дела.
Компанейский был человек. Несмотря на его высокие требования к работе, он чувствовал, когда уже все начинают кипеть от усталости, выделял 2-3 автобуса – и приглашал всех на природу. Баян, шашлыки, футбол, волейбол. Расстилали на берегу реки покрывала – поели, а потом купались. Всегда с любовью он разрешал такой отдых. (Вячеслав Колесников)
- Мне очень помнятся зимние рыбалки. С первой рыбы варили уху. Играл баян, и Гринер плясал на льду с нами вместе. (Иван Селезнёв).
Жизнь после смерти
- Приехал он из больницы Волгограда, худой такой, собрал всех руководителей. Сообщил, что дали ему вторую группу инвалидности. «Надеюсь, медики ошиблись с диагнозом, и мы ещё поработаем» - сказал он. (Вячеслав Колесников).
Примерно через год Гринера не стало. Немного позже его именем назвали в городе новую улицу, близкую к заводу. Увековечили изобретения Гринера и его команды: противопригарное покрытие для литейных стержней и форм, способ получения ванадиевой стали. У него был значок рационализатора. Правда, прикалывал он его только тогда, когда ездил с делегациями на тракторный завод.
Живёт имя его в памяти многих фроловчан: «Какой был человек!».
Под снимком. Главный врач открывающегося профилактория ФСЛЗ Евгений Чернов вручает ключи директору завода Владимиру Гринеру
Я благодарна бате, что научил читать беллетристику,запомнился день, когда я веду прием... и приходит медсестра и говорит- Вас к телефону в регистратуре- иду.. Он звонит и просит, я у себя дома, зайди оставил книгу Цветова-"Пятнадцатый камень сада Рёандзи", возьми и прочтите с Витькой до пятницы.. потом побеседуем. Муж отказался напрочь.. вечно придумает, я стала читать. Япония... орг и ведение пром- ти, законы производства и тд и тп..
Терпения у бати не хватило и позвонил.. и спрашивает-НУ как?... я бы, батя- туда не эмигрировала...и радостный крик в трубку-Я знал, я знал, что ты поймешь.