Общество спектакля – работа французского философа Ги Дебора, посвященная критике сложившейся ситуации в обществе. Автор описывает реальную картину глазами неравнодушного человека, которого не устраивает текущая политическая и социальная обстановка в обществе. Все окружающее – это иллюзия, в которую нас заставляют уверовоать, а вера эта формируется под воздействием СМИ и политических лидеров. Конечно, спектакль — это всего лишь метафора, но знакомо ли вам чувство нереальности мира, когда вы вдруг становитесь наблюдателем за своим телом, своим имуществом, своей жизнью?
Сегодня, владея информацией о том, что происходит во всём мире, мы оказались не способны осмыслить свое поведение. Наблюдая за спектаклем, происходящим на сцене, мы упустили из вида самого себя: насколько мы осознаем свою жизнь? Насколько наши желания и поступки зависят от нас? Что увлекает нас больше самих себя? Каждый день, просматривая новостную ленту, газету, телевизор, мы невольно становимся очевидцами тысячи событий, происходящих по всему земному шару, наблюдателями гражданских войн, забастовок, терактов, выборов и т.д. Мы можем холодно относиться к этим событиям, а можем сделать их частью своей жизни, однако нельзя отрицать, что их влияние на нас носит тотальный характер.
Проснувшись, мы принимаем душ, варим и пьем кофе, сонно просматривая новости в Интернете или по телевизору. Затем мы собираемся по своим делам, как будто забыв все, что ненароком узнали за завтраком о трагедиях и несправедливости по всему миру. Прежде всего нас занимает своя жизнь. Каждый хочет быть режиссером этой жизни.
Безусловно, в современном мире спектакль также успешно продолжает существовать и находит себе применение в различных сферах общества. Сейчас у нас есть бренды, некое плацебо, которое наполнено смыслом лишь для того, чтобы мы верили в необходимость владеть им, а в этом и заключается главная задача PR, и это формирует начальный фундамент для общества спектакля и общества потребления, как писал сам автор «общественные отношения, опосредованные образами». Если весь мир театр, то люди в нем – куклы, марионетки, которые сделают абсолютно все, достаточно лишь дернуть за ниточку.
В данном политико-философском трактате есть целая глава, посвященная товару, как спектаклю. Нам внушают, что мы должны владеть определенным товаром, иногда ложно указывая на преимущества, которыми он не обладает, и мы верим. Мы играем по правилам, которые мы не обязаны соблюдать, но не всегда осознаем это, на чем и делает акцент Ги Эрнест Дебор. «От автомобиля до телевизора — все товары, выбираемые по указке спектакля, одновременно являются орудиями постоянного навязывания условий изоляции «одиноким толпам». Только вдумайтесь в эту цитату: насколько же актуальны данные слова в современном мире!
Но самое главное, это то, что автор не дает нам ответа на вопрос: что с этим делать и как с этим бороться? Мы можем лишь наблюдать за происходящим, не в силах повлиять или что-то сделать в противовес. У общества спектакля априори не может быть хорошей концовки, его неизбежно ждет крах, многие критики подмечают этот факт.
Подводя итоги собственных размышлений я могу сказать только одно: информация, которую мы черпаем из работы для каждого имеет свое принципиальное значение, но грамотно ей распорядиться, как бы пессимистично это не звучало, люди, в большинстве своем, и по сей день не могут.