Найти в Дзене
NEFT

Почему нефтяным корпорациям трудно работать с выпускниками российских вузов?

Почему нефтяным компаниям сегодня проще брать на работу опытных специалистов, чем недавних студентов? Кто виноват в том, что выпускники профильных вузов не имеют знаний и навыков, которые требует от них бизнес? И как повысить свои шансы устроиться в хорошую компанию? Разбираемся вместе с HR-специалистами, специализирующимися на нефтяной отрасли.

Шутки о том, что работодателям сегодня нужны специалисты не старше 25 лет с опытом работы не менее 10 лет, прочно обосновались в народном фольклоре. По словам рекрутеров, даже минимальный опыт снижает шансы того, что начальнику придется нянчиться с молодым специалистом.

Зачастую в неопытных сотрудников приходится вкладывать намного больше человеко-часов, а после нескольких лет работы они часто уходят в другую компанию, где зарплата чуть больше, поэтому нанимать молодых специалистов невыгодно.

В нефтяной отрасли эта проблема ощущается намного острее, чем в других сферах — в первую очередь из-за того, что выпускники редко обладают достаточным спектром знаний и навыков даже после обучения в профильных вузах.

Олеся Зеленова. Фото: официальный сайт «Нефтегазконсалта»
Олеся Зеленова. Фото: официальный сайт «Нефтегазконсалта»

«Эта проблема существует из-за серьезного разрыва между тем, что дает высшая школа и что требует бизнес, — рассказывает Олеся Зеленова, основательница консалтингового агентства «Нефтегазконсалт», специализирующегося на подборе специалистов нефтяной и газовой отрасли. — Требования, которые выдвигает Министерство образования, сильно отличаются от требований работодателей. Это как во всем известном выражении: забудь обо всем, чему тебя учили, начинается новая жизнь».

По словам Олеси, такой разрыв объясняется неспособностью большинства вузов обновлять программу так же быстро, как меняется сама отрасль. «В Советском Союзе нефтяная отрасль развивалась довольно медленно, и учебные заведения успевали подготовить новых специалистов. Сейчас технологии и программное обеспечение устаревает уже за год. Пока вузы готовят программу, пока Министерство образования ее утверждает, пока университет ее внедряет, весь массив данных сильно устаревает и оказывается востребованным разве что на предприятиях, которые тоже не успели перевооружиться. А студент учится по этому плану все пять лет», — объясняет Зеленова.

Некоторые компании готовы обучать вчерашних выпускников с нуля и принимают их на работу даже без опыта. В таких случаях работодатели, как правило, делают акцент на личностных качествах специалиста в надежде на то, что он, как губка, впитает в себя все знания и ценности компании и станет еще более прилежным и удобным работником.

Фото: официальный аккаунт «Роснефти» в «ВКонтакте»
Фото: официальный аккаунт «Роснефти» в «ВКонтакте»

«Наша компания ожидает от выпускников вузов, своих будущих молодых специалистов, хорошего уровня профильных знаний, а также хорошего уровня развития таких компетенций, как готовность неустанно развиваться, быть открытыми новому, воспринимать обратную связь. Важны умения всегда находить возможности, проявлять инициативу, достигать цели, быть устойчивыми к стрессу, а также самостоятельно принимать решения, видеть причинно-следственные связи», — рассказывают журналисту NEFT в «Роснефти».

Другими качествами, которые ценят в корпорации, в HR-отделе называют навыки самоорганизации, готовность следовать нормам и стандартам, способность нести ответственность за результат работы, умение трудиться в команде, а также стремление понимать людей и конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.

При этом далеко не все выпускники обладают таким широким спектром полезных качеств. Серьезными проблемами, мешающими нефтяным корпорациям эффективно нанимать молодых специалистов, являются отсутствие амбиций и зашоренность. Как подчеркивает основательница «Нефтегазконсалта», российским студентам свойственно коллективное чувство, в то время как западные выпускники нацелены на индивидуальный результат.

Фото: официальный аккаунт «Роснефти» в «ВКонтакте»
Фото: официальный аккаунт «Роснефти» в «ВКонтакте»

«Мало кто старается выделиться на фоне других студентов и обрести знания и навыки, отличные от тех, кто дают всем в университете. Западные выпускники понимают, что в нефтяной отрасли знания быстро устаревают, и стараются активно самообразовываться, учиться где-то еще. Только 20% студентов у нас хоть как-то владеют английским языком, без которого в нефтяной отрасли сегодня никуда», — комментирует Зеленова.

По ее словам, на английский выпускникам стоит сделать особый упор, поскольку основная масса свежих данных в нефтяной отрасли сегодня англоязычная. Язык нужен в первую очередь для того, чтобы читать первоисточники и иметь возможность посмотреть на ситуацию под разными углами — точки зрения западных специалистов и аналитиков зачастую сильно отличаются от мнения отечественных, и составить полноценную картинку в голове можно, только изучив разные, зачастую противоположные взгляды.

Кроме того, далеко не все студенты используют возможности завести полезные связи в наиболее подходящее для этого время — период обучения. «В нашем мире личные коммуникации решают многое, знание того или иного человек может сильно выручить. Достаточно посещать как можно больше тематических мероприятий, секций, участвовать в форумах и конференциях. Нефтянка — это очень узкая отрасль, где все друг друга знают. Стоит попробовать проявить себя и познакомиться с как можно большим количеством людей».

Саша Новикова
Фото обложки: «Роснефть»

Оригинал материала опубликован на сайте интернет-газеты NEFT: https://neft.media/article/pochemu-neftjanym-korporacijam-trudno-rabotat-s-vypusknikami-rossijskih-vuzov