Найти в Дзене
Женя Шрайбер

Кто подставил президента?

Старички, вроде меня, еще помнят и знают слова из песни «Священная война»: Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашисткой силой темною, С проклятою ордой! Действительно, в едином порыве все от мала до велика сражались «за Родину, за Сталина». Тогда весь советский народ, не раздумывая, встал живой стеной на врага. А встанет ли он сейчас? Готово современное общество пойти за своим вождем из огня да в полымя? Ведь идут за тем, кому и в кого верят. Вопрос о доверии верховной власти России возник не случайно. Интерес появился, так как масла в огонь подлила команда американского агентства Блумберг. Они опубликовали график, взятый с сайта главной социологической службы РФ – ВЦИОМ. Разгорелся скандал на дипломатическом уровне. Конечно, потом обнаружилась ошибка контекста, что график не тот, но не это главное. Главное то, что рейтинг главы государства действительно снижается по данным того же ВЦИОМа, а значит, повод поразмышлять – есть. Я не буду влезать в дебри политических

Старички, вроде меня, еще помнят и знают слова из песни «Священная война»:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашисткой силой темною,

С проклятою ордой!

Действительно, в едином порыве все от мала до велика сражались «за Родину, за Сталина». Тогда весь советский народ, не раздумывая, встал живой стеной на врага. А встанет ли он сейчас? Готово современное общество пойти за своим вождем из огня да в полымя? Ведь идут за тем, кому и в кого верят.

Вопрос о доверии верховной власти России возник не случайно. Интерес появился, так как масла в огонь подлила команда американского агентства Блумберг. Они опубликовали график, взятый с сайта главной социологической службы РФ – ВЦИОМ. Разгорелся скандал на дипломатическом уровне. Конечно, потом обнаружилась ошибка контекста, что график не тот, но не это главное. Главное то, что рейтинг главы государства действительно снижается по данным того же ВЦИОМа, а значит, повод поразмышлять – есть.

Я не буду влезать в дебри политических игр и закулисья — для этого есть матерые волки: политологи, обозреватели. Меня интересует период последних месяцев, когда рейтинг доверия президенту стал снижаться и к апрелю достиг хоть и по-прежнему высокого, но все же минимального значения за все годы проведения опроса. Это как раз те месяцы, когда до нас дошла пандемия коронавирусной инфекции. Началась борьба с Ковид-19 жесткими методами, обоснования которым многие жители сраны так и не услышали и не увидели.

Все мы помним, как во время одного из обращений к народу Владимир Путин отдал на откуп губернаторам и главам регионов право самим решать, какие ограничения вводить, какие запреты отменять. Верное, на первый взгляд, решение оказалось очень опрометчивым. С одной стороны, кому, как не им, знающим досконально дела в своей вотчине, принимать решения. С другой стороны – наделение такой властью многим, похоже, вскружило голову. Всемогущество и безнаказанность затмили здравый смысл. Как говорится, понеслась душа в рай.

В результате необдуманных действий многих местечковых управленцев, пошла волна народного гнева. Негодование вызывают даже не сами меры, а способы их реализации и последствия. Люди возмущены, что с них взимают штрафы, а от тех, кто допустил грубейшие ошибки, даже не последовало извинений, не говоря уж об увольнении. Например, ситуация в метро с введением пропускной системы в Москве. Где наказанные исполнители, где извинения? Да, извинений нет, а исполнители на своих же местах.

Сплошь и рядом можно услышать истории и они не абстрактные, не от знакомого знакомого, дальнего родственника. Нет, они реальны, они здесь и сейчас и с каждым днем их больше. Речь о ситуациях, когда люди с диагнозом Ковид из больницы не могут добраться до дома без нарушений и штрафов за это. Разве это цивилизованно, честно?

Чего стоит скандальная история с задержкой выплаты надбавок врачам и всем медработникам? Что происходит, если президент должен разбираться с этим лично? Чиновники на местах уже ничего не боятся и президент им не указ? А если так, то граждане страны могут, должны ему доверять? Что будет дальше с теми обещаниями и решениями, которые были озвучены в рамках поддержки семей и бизнеса? Их тоже придется выколачивать? Исключать такую вероятность в свете происходящих событий нельзя.

Логичным и закономерным является то, что недовольство местными властями по цепной реакции затрагивает верховную власть. В понимании людей власть – это одно целое, неделимое. И если одни делают плохо, значит другим, по мнению народа, это выгодно. Раздражает и мягкость главы государства в отношении чиновничьего аппарата. А некомпетентность министров различных сфер вообще вызывает недоумение. Заставляет усомниться в профессионализме и оправданности назначения на должность.

Ошибки местных самоуправленцев дорого обошлись главе государства и государству в целом. Что будет дальше? Полетят ли чиновничьи головы вниз по карьерной лестнице, когда эпидемия отступит? Удастся ли президенту убедить народ, что он все еще может быть вожаком, что его хватка осталась прежней?

Утратить доверие всегда легче, чем его завоевать и тем более возродить. Однако сделать это надо обязательно, иначе в следующий раз, когда беда, настоящая беда постучит в двери нашей страны, может произойти катастрофа. Памятуя о пандемии, прислушается ли народ к власти, поверит в очередной раз, когда это будет очень нужно? Откликнется ли на призыв: «Все для фронта, все для победы?» Ответ, к сожалению, неочевиден и если он отрицателен, то о последствиях страшно подумать. Из истории мы с вами знаем, с чего начинаются революции.