Найти в Дзене
Forbes for Business

Сказка для покупателя. Зачем я провел предновогодний вечер на холодном складе

Андрей Мигунов, сооснователь Poison Drop
Андрей Мигунов, сооснователь Poison Drop

Вечером 30 декабря, когда жители Москвы штурмовали гипермаркеты, чтобы на следующий день накрывать праздничные столы, я находился на складе в промзоне и перебирал тысячи одинаковых пакетов в поиске нужного.

Эта история произошла несколько лет назад в канун Нового года. Тогда в моде были именные подвески. Клиент на сайте PoisonDrop.ru выбирал шрифт и желаемое имя, а затем оплачивал ее изготовление.

Мы оперативно размещали заказ на производстве, а через неделю, когда подвеска была готова, отправляли ее заказчику. За несколько недель до Нового года мы уведомили покупателей, что заключительный день заказа именных подвесок – 20 декабря. Один из покупателей вскочил в вагон уходящего поезда и заказал изделие в подарок в числе последних.

Подвеску сделали, передали на доставку дружественной курьерской службе, но на последней миле что-то пошло не так. То ли курьер разминулся с покупателем, то ли не смог дозвониться. Как бы то ни было, подарок, который должен был попасть в руки покупателя за несколько дней до Нового года, вернулся в распределительный центр. Когда удивленный заказчик позвонил нашим менеджерам, те уточнили у службы доставки и вернулись к клиенту с неутешительными новостями: повторная доставка возможна только в середине января.

Я узнал об этом случайно. На дворе последний рабочий день года. Служба доставки занята развозом последних заказов и новые поручения не принимает. За секунду принимаю решение вспомнить первые дни компании Poison Drop и доставить заказ самостоятельно. Коллеги договариваются с логистической компанией о допуске на территорию склада. Я мчусь в промышленную зону, мне открывают дверь, и я попадаю в помещение размером со школьный спортзал, заставленное сетчатыми паллетами от пола до потолка.

Дежурный смены перечисляет десять стеллажей, где в паллетах может находиться наш заказ. Визуально нашу посылку не отличить от других: ящики набиты тысячами мелких пакетов одинакового белого цвета.

Мне становится не по себе от вероятного объема работы. Приступаю к разбору с мыслью, что, если посылка найдется и приедет к адресату, это же и будет для клиента настоящим чудом. Это же тот самый wow-эффект от сервиса интернет-магазина, о котором говорил Тони Шей в своей книге «Доставляя счастье» про Zappos, убеждаю я сам себя. В конце концов, то самое маленькое чудо, которое может произойти, превратит обычного покупателя в нашего друга, а это обязательно принесет пользу магазину Poison Drop.

Почти три часа работы, черные от пыли ладони, перепачканная одежда и – вот он! –  пакет оказывается у меня в руках. Посылку перехватывает наш курьер и через пару часов благополучно вручает подарок заказчику. Мы не стали посвящать покупателя в детали. Он не знает, сколько времени занял поиск его посылки. Мы не рассказали ему про грязные руки и холод на складе. И он не в курсе, что его посылку искал лично управляющий директор Poison Drop. Он просто получил подарок для дорогого ему человека в нужный момент. Этого достаточно.

Не сказать, что этот случай как-то зафиксирован в истории нашей компании, или о ней в рамках адаптации обязательно должен знать каждый новый сотрудник Poison Drop. Просто клиент понадеялся на нас, поэтому мы обязаны были сделать действительно все, что от нас зависит. И как раз это утверждение – неотъемлемая часть культуры и важный фрагмент ДНК нашей компании. А то, чьими руками в конце концов был найден пакет, и как он оказался у заказчика, – совершенно не важно.

В России еще не выстроена индустрия доставки в том виде, в каком она существует в других странах. Идет ли речь о доставке компьютеров или пиццы, риски одинаковы: украдут по пути, задержат, испортят, не вернут деньги. Но, если вы на своем сайте гарантируете покупателю доставку товара в срок – будьте готовы к тому, что вам придется провести несколько часов на холодном складе в новогодний вечер. Это намного важнее, чем вкладывать миллионы в контекстную рекламу и сливаться с серой массой онлайн-ритейлеров.

Автор: Андрей Мигунов

Об успешном опыте Poison Drop мы рассказываем в учебном курсе, основу которого составили кейсы компании. Присоединяйтесь к курсу!