Почему один человек способен создать бизнес, а другой – нет? Этот роковой вопрос волнует не только исследователей – экономистов, психологов и социологов, но и самих предпринимателей.
Исследовательская группа Harvard Business School предлагает новый подход, который, как полагают его авторы, позволит лучше понять качества предпринимателя-лидера. «Отчасти проблема в том, что в фокусе исследований обычно находится личность предпринимателя, а его персональные навыки и особенные аспекты поведения остаются вне поля зрения», – говорит Линда Эпплгейт, профессор Sarofim-Rock of Business Administration в HBS и председатель HBS Executive Education Portfolio for Business Owners & Entrepreneurs.
11 ключевых качеств
Основатели семейных компаний, технологических предприятий, использующих для роста и развития венчурный капитал, или предприниматели, которые коммерциализируют научные исследования и передовые разработки, думают и действуют совершенно специфическим образом. «Исследуя их, мы установим и поймем разницу, если она есть», – говорит Линда.
Изучив массив публикаций о бизнесе и проанализировав 1300 анкет, исследователи определили 11 критериев предпринимателей-лидеров.
1. Выявление возможностей. Способность искать и находить возможности для бизнеса.
2. Видение и влияние. Способность влиять на всех, кто причастен к проекту, вовлекая их в реализацию концепции и стратегии бизнеса.
3. Работа в условиях неопределенности. Умение выполнить задуманное в условиях неопределенности и неоднозначности.
4. Формирование команды, мотивация участников. Выбор правильных участников команды, мотивация их для достижения целей бизнеса.
5. Принятие эффективных решений. Способность принимать правильные и действенные бизнес-решения, даже в условиях недостатка информации.
6. Эффективный нетворкинг. Умение создавать профессиональные и деловые сети, применяя их возможности для создания и развитие бизнеса.
7. Умение сотрудничать. Способность быть сильным командным игроком, работать в команде, умение ставить цели бизнеса выше личных целей.
8. Управление операциями. Умение успешно управлять текущими операциями бизнеса.
9. Финансы и финансовый менеджмент. Успешное управлением всеми финансовыми аспектами бизнеса.
10. Продажи. Умение построить эффективную систему продаж, включающую приобретение, удержание и обслуживание клиентов. Способность вовлекать клиентов, выстраивать с ними долгосрочные отношения.
11. Выбор оптимальной структуры. Умение работать в структурированной бизнес-среде, способной адаптироваться к быстро меняющимся внешним условиям, к неопределенности. Умение обходиться без создания новых структур для решения новых задач.
Собственник и наемный сотрудник: в чем разница?
Эти критерии легли в основу опроса для основателей бизнесов и сотрудников, работающих в компаниях по найму. Цель исследования состояла в том, чтобы выявить разницу между двумя социальными группами. Ученые задавали респондентам вопросы, которые позволяли понять, насколько выражены компетенции человека в каждой из 11 областей.
Учредители компаний опередили наемных менеджеров по таким параметрам как «выявление возможностей», «видение и влияние», «работа в условиях неопределенности», «нетворкинг» и «управление финансами». Однако основатели бизнесов заработали низкие рейтинги в такой категории как «работа в структурированной бизнес-среде».
Существенные различия обнаружились по такому параметру как «видение и влияние»: предприниматели доверяют своим способностям, в то время как наемные сотрудники, работающие в крупных компаниях, не слишком уверены в своих визионерских и лидерских способностях.
В категории «финансовый менеджмент» обнаружилась еще одна любопытная особенность. Казалось бы, менеджеры должны обладать выраженными компетенциям в этой сфере в силу специфики их работы. Однако предприниматели существенно опередили наемных сотрудников, в частности, в таких областях как управление денежными потоками, привлечение капитала и обсуждение финансовых вопросов на советах директоров. При этом навыки управления финансами особенно сильно выражены у мужчин-предпринимателей.
Похожая картина выявилась и при исследовании компетенций в сфере управления операциями. Менеджеры, работающие в крупных компаниях по найму, должны обладать большим опытом в этой области. Однако в реальности у предпринимателей здесь снова обнаружилось преимущество. «Основатели бизнеса знают, что они должны делать больше работы с меньшими затратами, что означает, что они должны работать быстрее и привлекать для этого меньше ресурсов», – объясняет участница исследовательской группы предприниматель Джанет Краус.
Новички и «старослужащие»: в чем разница?
Есть ли разница между серийными предпринимателями и теми, кто основал первый бизнес? Фундаментальное различие одно: основатели с несколькими компаниями за плечами чувствуют себя более уверенно в ситуации неопределенности.
«Однако это не значит, что они любят рисковать и риском. Просто они более уверены и привыкли управлять неопределенностью. С другой стороны, им может нравиться процесс создания ясности из неопределенности», – поясняет Краус.
Что делать, если ваша компания взрослеет?
Стартап и зрелая компания требуют разных компетенций. «Бывает, что креативность и стремление к инновациям, которые были так востребованы на заре бизнеса, сходят на нет по мере взросления и масштабирования компаний, – говорит Эпплгейт. – Но вместо замены предпринимателей профессиональными менеджерами для организаций будет намного продуктивнее выращивать предпринимателей-лидеров на всех уровнях корпоративной иерархии».
Развитие предпринимательства критически важно для экономики. Данные исследования HBS помогут предпринимателям найти ответ на вопрос: «Как стать успешным предпринимателем –лидером? Какие компетенции мне для этого нужны?».
Автор: Андрей Семеркин
Фото: unsplash.com
Статья подготовлена по материалам HBS Working Knowledge. Публикуется с разрешения правообладателя. Оригинал публикации .