На рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, который предусматривает невозможность получения пособия супругом, не проживающим с ребенком и не осуществляющим уход за ним.
Обоснование изменений
Действующее законодательство возлагает на обоих родителей обязанность по уходу за несовершеннолетним. В связи с этим, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком юридически также возникает у обоих супругов, включая опекунов и родственников, фактически осуществляющих уход за несовершеннолетним (статья 13 Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
Авторы проекта отмечают, что в связи с развитием электронных сервисов по оказанию государственных услуг очное присутствие родителей при подаче заявления о выплате пособия требуется не всегда.
В этом случае, уполномоченный государственный орган лишен возможности проверить факт осуществления ухода тем из супругов, который заполняет и подает заявление о выплате пособия.
На сегодняшний день участились случаи, когда отдельно проживающий супруг не состоявший в официальном разводе и не занимающийся уходом за ребенком самостоятельно подает заявление через электронный сервис о выплате пособия на ребенка на свои банковские реквизиты.
В этом случае второй супруг, который проживает и осуществляет уход за ребенком несет риск утраты права получить такое пособие, из-за указанных недобросовестных действий первого супруга.
Что предлагается законопроектом?
Законопроектом предлагается ограничить возможность права получения пособия супругом, не проживающим с ребенком и не осуществляющим уход за ним.
Для этого законопроект предусматривает внесение в абзацы 2,4,6,7 статью 13 Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» следующего изменения.
Сейчас формулировка в этих абзацах статьи 13 звучит так: «матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком…».
Законопроект предлагает такую формулировку: «матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически проживающие и осуществляющие уход за ребенком…».
Кроме этого, авторы законопроекта предлагают внести изменения в статью 65 Закона «Об образовании» и закрепить, что в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям), опекунам, другим родственникам, совместно проживающим с детьми и фактически осуществляющим уход за ребенком предоставляется компенсация.
Таким образом, отметим, что буквальное толкование предлагаемой нормы означает что факт проживания и осуществления ухода должны иметь кумулятивный характер, то есть оба обстоятельства должны присутствовать одновременно, отсутсвие хотя бы одного из них будет означать отсутствие права на получение пособия. При этом, поскольку нормативными актами, включая Конституцию и Семейный Кодекс установлена обязанность заботиться о ребёнке для обоих родителей, то осуществление этого ухода будет на практике признаваться без дополнительных подтверждений (выражаясь канцелярским языком, законопослушное поведение гражданина презюмируется). Факт совместного проживания придётся подтверждать при обращении за пособием. Если же возникнет ситуация, когда не ухаживающий за ребёнком родитель, хоть и проживает совместно с ребёнком в силу сложившейся жилищной и жизненной ситуации, всё же успеет обратиться за пособием вперёд другого, который фактически несёт на себе бремя содержания несовершеннолетнего, то оспаривать своё право придётся в судебном порядке, ссылаясь на изложенное выше толкование нормы.
Отметим однако, что получение пособий на ребёнка до принятия и вступления в силу этого проекта, в том числе и по указу Президента, подпадать под него не будет, равно как и не будет необходимости подтверждать при оформлении пособия факт совместного с ребёнком проживания.