В книжной новинке утверждается, что Россия в течение 20 лет ведёт гибридные действия в отношении Финляндии – как в экономическом секторе, так и в области политики и культуры.
В своей книге «У Путина на задворках – великодержавные операции России в Финляндии» (Putinin pihapiirissä – Venäjän suurvaltaoperaatiot Suomessa, Docendo, 2020) журналист Туула Малин пишет о том, что в течение всего времени, что Владимир Путин находится у власти, Россия занималась подготовкой почвы для превращения Финляндии в свою буферную зону, используя для этого различные гибридные методы.
«В начале правления Путина, на рубеже тысячелетий, Россия наметила включение Финляндии в свой пояс безопасности и зону влияния. В это же время начались российские гибридные операции в Финляндии с применением силовой политики. Эти проекты осуществляются в отношении Финляндии в течение всего срока нахождения Путина у власти. Политика силы постепенно становилась всё более заметной», - утверждается в книге.
По мнению Малин, гибридные операции проводятся в том числе через покупку участков и недвижимости, политику в отношении беженцев, работу СМИ и деловой мир.
«За российскими операциями прослеживаются два человека: Валерий Герасимов и Александр Дугин. Валерий Герасимов – российский военачальник, Александр Дугин – профессор МГУ».
Согласно книге, путинская Россия пытается превратить Финляндию в буферную зону с помощью 3 рычагов: логистическая подготовка, внедрение, а также с помощью создания раздоров и противоречий.
«Логистическая подготовка осуществляется за счёт покупки стратегической земли и недвижимости. Также к ней относятся случаи нарушения сухопутного, морского и воздушного пространства Финляндии», - считает автор книги.
В книге утверждается, что сделки с недвижимостью – один из инструментов проведения гибридных операций. Эти сделки осуществляются в Финляндии «систематически и относятся к стратегическим объектам, важным с точки зрения обороны и обеспечения поставок».
«Закон, регулирующий сделки с недвижимостью, вступил в силу в начале 2020. От ослабления до усиления ограничений в этом вопросе прошло 20 лет. Путинское правительство использовало возможности, которые предоставляло законодательство. С помощью покупки стратегически важной недвижимости России удалось создать рычаг давления на Финляндию», - пишет Малин.
К гибридным операциям автор книги относит и, к примеру, деятельность фонда «Русский мир» в восточной Финляндии. Этот фонд занимается поддержкой школ.
«Фонд стремится заменить изучение шведского языка в финских школах изучением русского. Эта языковая политика уже принесла плоды в приграничных школах – там изучать русский язык стали существенно больше».
Наряду с другими инструментами Россия использует и внедрение, стремясь заполучить «друзей» в полиции, Оборонительный сил, Пограничной охране, таможне, а также в разведке. Автор книги полагает, что бизнес-сделки являются частью этого плана. Малин утверждает, что Россия имеет отношение даже к делу Яри Аарнио.
«Российский инструментарий прослеживается в сложном деле главы нapкополиции Яри Аарнио. Случай Аарнио связан с российскими проектами через компанию Trevoc», - пишет Малин.
Также Россия сеет разногласия в Финляндии посредством троллинга, шейминга и дезинформации.
Операция с беженцами на финско-российской границе прошла для России успешно, поскольку после этого Финляндия заключила с Россией двустороннее соглашение.
«Двустороння договорённость служит интересам путинского правительства. Россия использовала беженцев, чтобы продемонстрировать, что Финляндия входит в сферу её интересов, и чтобы пошатнуть единство Евросоюза. Угроза прорыва границы ускорила подчинение Финляндии российской воле. Соглашение о границе было направлено на рост недоверия между Финляндией и другими странами ЕС».