Весной 1773 года усилиями адмирала Сенявина и его сподвижников в Черном море появилась первая русская эскадра, способная охранять крымское побережье от турецких кораблей. В состав эскадры входили:
- 6 фрегатов
- 9 модернизированных старых кораблей
- 15 мелких судов для транспортных работ и проведения разведки
В это время Россия вела боевые действия в Крыму и ей был необходима помощь флотилии по пресечению турецких десантов на побережье. Турки постоянно плавали у кавказских и крымских берегов. Частью своей эскадры Сенявин закрыл вход в Азовское море через керченский пролив. Другая часть была разделена на два отряда для крейсерства по черноморскому побережью.
Один отряд под командой капитана 2 ранга Сухотина охранял берег от Каффы (Феодосия) до Суджук-Кале (Кавказский берег), второй - под командованием капитана 2 ранга Кинсбергена, курсировал от Кафы до Балаклавы. Крымские татары не ожидали такого поворота событий и очень сильно нервничали, поскольку ждали помощи от турок. Население Крыма готовилось к приходу сильного турецкого флота.
Действенность и результативность русской эскадры скоро все заметили. 29 мая отряд Сухотина в составе 1 фрегата, трех кораблей и одного бота уничтожили около Бугаза шесть турецких судов с десантом для Кубани.
Кинсберген, служивший на русском флоте всего несколько месяцев, проявил особую храбрость и дерзость, когда он, командуя двумя старыми кораблями, 23 июня утром заметил движение четырех больших кораблей по направлению к Балаклаве. Это были два 52 пушечных линейных корабля и два парусно-гребных судна, вооруженные по 36 и 24 пушки. Все корабли имели на борту десант.
Кинсберген, имея только 32 пушки небольшого калибра против 178 пушек неприятеля, принял решение атаковать. Он рассчитывал на внезапность для турок своего удара, на присутствие большого количества десанта на вражеских палубах, которые будут мешать пушкарям стрелять. Кинсберген подошел на самую близкую дистанцию и открыл ураганный огонь картечью и книппелями (два массивных чугунных ядра, соединенные цепью, предназначенные для разрушения оснастки корабля противника).
Турки не ожидали такой дерзости от двух русских кораблей, и первое время находились в неописуемой панике. Десант, находившийся на их палубах расстреливался картечью русских пушек. Они не могли из-за паники десанта и гибели пушечной прислуги организовать действенный отпор, но и бежать позорно тоже не хотели, видя перед собой столь слабого противника.
Целых шесть часов продолжался морской мой. Турки, получив разрушенные борта и подбитые пушки, разбитые стеньги, вынуждены были прекратить бой и на всех парусах ретироваться в открытое море. Кинсберген приказал начать погоню, но на его тихоходных кораблях, сделать это было невозможно. Потери на обоих судах: 4 человека убито и 28 раненых. После этого сражения турки не появлялись у берегов Крыма более двух месяцев.
За этот подвиг голландский капитан на русской службе был награжден орденом св. Георгия 4-й степени. Через два месяца Кинсберген совершит новый впечатляющий подвиг между Крымом и Кавказом, командуя 6 судами около Суджук-Кале против 18 турецких кораблей.
Фото взяты из доступных источников Яндекс.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, поделитесь в соцсетях, подпишитесь на канал и оставьте свои комментарии.