Почему-то должники (а чаще всего — их родственники) воспринимают настойчивые звонки как мышки удава. Достаточно помнить несколько золотых правил.
Ко мне обратилась одна барышня, которую затерроризировали звонками из МФО. Займов она не оформляла, ее телефон как контактный указал ее родной брат, кажется, негодяй и тунеядец. Ее довели до состояния безысходности: у самой денег нет, чтобы рассчитаться по долгам брата, а звонящие угрожают отобрать последнее — квартиру.
Конечно, она записала несколько телефонных звонков. Однако в записи диалога нет четкой фразы, что разговор записывается. Поэтому использовать ее можно в исключительно личных целях, переслушивать перед сном или дать послушать подружкам.
Второе ее допущение — она вступила в диалог, призналась, что ФИО ее брат, что он мог брать займы, что она работает, но помочь ему погасить долги она пока не может. Улавливаете, как звонящий отреагировал на слово "пока"?
Третья ее ошибка — она впоследствии стала отрицать и свою родственную связь, и свое собственное имя-отчество, стала хамить и угрожать. В каких-то случаях нападение, действительно, имеет оправдание в качестве способа защиты, но только не при общении с человеком, который зарабатывает процент от суммы, которую ему получится добиться взыскать.
Что мы сделали с барышней. Прежде всего, я попросил ее при последующем звонке с первой фразы диалога быть вежливой и предупредить, что разговор записывается. Затем, не делая пауз, попросить четко представиться звонящего по имени-фамилии, должности и четко назвать наименование юридического лица, от имени которого он звонит.
Как и следовало ожидать, диалог был прекращен по инициативе звонящего. Потому что микрофинансовая организация, от имени которой он звонил, за пару месяцев до звонка была исключена из реестра МФО за систематические нарушения законодательства. И, что логично, она утратила право на взыскание задолженности. Тем более, барышня-то по факту не была должником. Звонки прекратились навсегда. Может быть, совпадение, может быть, звонящий понял бесперспективность траты времени на неё... Но от этого универсальность рекомендаций при общении с кредиторами не утрачивает своей актуальности.
Первое. Если вам звонит кто-то с незнакомого номера телефона и просит позвать к телефону кого-то из действительных или бывших членов вашей семьи - брата, бывшего мужа, зятя или сноху — выясните, кто же звонит.
Второе. Не сообщайте о себе никакой информации, отвечайте кратко — да или нет. Сохраняйте спокойствие, потому что цель звонящего — найти контакт мс должником, вы в данной ситуации лишь посредник.
Третье. Не возмущайтесь и не грубите звонящим, откуда у них ваш телефон, почему они звонят вам и какое отношение вы имеете к чужим долгам. Будьте честны. Говорите правду. Живет с вами или не живет должник, почему вы не будете погашать за него его долги (как минимум только потому, что доение вас как корову должник никогда не прекратит), каким способом звонящий может связаться с должником.
Четвертое. Помните, что долги всегда надо возвращать. И только должник вместе с кредитором может решить свою проблему — не нужно бегать, скрываться, менять номера телефонов, переименовывать свои профайлы в соцсетях. Сообщите должнику, что бегать и прятаться за юбки родных — недостойное поведение, и пора быть взрослым, чтобы научиться отвечать за свои поступки.
Пятое. Конечно, в любом правиле есть исключения, но погашать за родню долги нельзя. Погасив кредиты, вы подарите родне шанс вновь и вновь их брать. Поэтому будьте честны: скажите коллектору, что вы не можете погасить чужие долги. И попросите больше не звонить, потому что вы не должник, а звонящий — не ваш кредитор. И разрешения звонить вы не давали. На этом этапе прекращается 98% настойчивых звонков.
Оставшиеся 2% процента — в следующем тексте.