6,6K подписчиков

Ливерпульская пятёрка и классическая музыка

1,6K прочитали

Ни о каких намеренных заимствованиях не может быть и речи. Классическая музыка и "The Beates" - непересекающиеся музыкальные реальности. Я слышу только небольшие следы классики в песнях ливерпульской четвёрки. Это как шоколадная крошка на тортике, не более. В большинстве случаев классика попала в песни "битлов" не по их воле, а по хотению "пятого битла" - продюсера Джорджа Мартина.

Yesterday

Композиция, претендующая на звание "лучшей песни всех времён и народов", была сочинена Полом Маккартни в 1965 году. Гениальная идея записать её в сопровождении струнного квартета принадлежала Мартину. Он же сделал основную аранжировку. Маккартни вспоминает:

Я помню, что на той репетиции Джордж объяснил мне, как Бах озвучил бы её в хоровом или квартетном варианте. Он сказал: "Вот так бы это сделал Бах", и сыграл её.

Начиная с "Yesterday", Джордж Мартин начинает сильно влиять на стиль The Beatles. Следующий опыт последовал уже через год.

Eleanor Rigby

В записи песни 1966 года под управлением Мартина также принимал участие струнный квартет. Аранжировка композиции выполнена продюсером в стилистике Антонио Вивальди.

Blackbird

Песня была написана Маккартни через неделю после убийства Мартина Лютера Кинга в Мемфисе в апреле 1968 года. Название "Чёрный дрозд" относится к чернокожим людям в США, которых десятилетиями называли чёрными дроздами или воронами. Пол посвятил эту песню их борьбе за гражданские права. Они до сих пор их не получили. Демократия никак не хочет становится всеобщей. Впоследствии Пол вспоминал:

Первоначальное вдохновение было от хорошо известной пьесы Баха, название которой я никогда не знал, которую мы с Джорджем [Харрисоном] научились играть в молодости ...
Бах всегда был одним из наших любимых композиторов, и мы чувствовали, что у нас с ним много общего. Нам почему-то показалось, что его музыка очень похожа на нашу, и мы на удивление быстро вцепились в него.

Пьеса Баха о которой говорит Пол была "Bourrée" из Сюиты для лютни ми минор (BWV 996).

Penny Lane

Во второй части этой ностальгической песни Маккартни звучит труба в высоком регистре. Идея её использования возникла у Пола после прослушивания Бранденбургского концерта № 2 фа мажор (BWV 1047) Баха, транслировавшегося по BBC. Пол спел ту мелодию, которую хотел вставить в свою песню, а Джордж Мартин записал её.

Труба, которая использовалась при записи была выше чем у Баха на одну октаву. Мартин вспоминает:

Пол и понятия не имел, как чертовски трудно на ней играть ... результат был уникальным, чего никогда раньше не было в рок-музыке, и это придало "Пенни Лейн" очень самобытный характер.

In My Life

В этой песне - с воспоминаниями из юности Джона Леннона - в первом черновике отсутствовала обычная инструментальная средняя часть. Битлы оставили 12 тактов для Джорджа Мартина, который во время перерыва сочинил мелодию в баховском стиле. Начало соло напоминает тему фуги из третьей части Концерта № 2 для двух клавиров с оркестром до мажор (BWV 1061). Мартин записал отрывок на рояле с половинной скоростью на октаву ниже. Доведённый до нормальной скорости, он звучал как клавесин, усиливая сходство с Бахом.

All You Need Is Love

Для этой песни Джордж Мартин написал коду, состоящую из цитат разных произведений, в том числе двухголосой инвенции No. 8 фа мажор (BWV 779). Баховская тема звучит у трубы-пикколо на октаву выше.

Revolution 9

Авангардистский опыт Джона Леннона. В безумном коллаже прослушиваются фрагменты из произведения Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, Ральфа Воан-Уильямса и Яна Сибелиуса. Настойчивый рефрен "NUMBER 9" вполне мог быть навеян минималистками пьесами Стива Райха "It’s Gonna Rain" и "Come Out".

It's All Too Much

В этой песне 1969 года Джордж Харрисон цитирует мотивы "Марша Датского принца" (Trumpet Voluntary) английского барочного композитора Джеремайя Кларка.

Hey Jude

Песня 1968 года, сочинённая Маккартни в качестве утешения для сына Леннона во время его развода с первой женой. Музыковед Уолтер Эверетт предполагает, что мелодия песни, возможно, была вдохновлена церковным произведением 1907 года "Te Deum" британского композитора Джона Айрленда. Действительно, совпадение мотивов есть.

В заключении вместо несмешной байки предлагаю послушать оригинальную пьесу 1990 года для шести фортепиано американского композитора Джона Кейджа под названием "The Beatles 1962-1970". Своеобразное "алаверды" от академической музыки.

При подготовке публикации использованы материалы статей:
Otto Deutsch. Bach and The Beatles;
Matthew Parsons. 25 classical pieces with surprising Beatles connections

Ни о каких намеренных заимствованиях не может быть и речи. Классическая музыка и "The Beates" - непересекающиеся музыкальные реальности.

Рубрика "Классики и современники" не раз освещалась в публикациях канала. Всё аккуратно собрано и ждёт вашего внимания в Каталоге публикаций.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.