Найти тему
Взойти на Эльбрус

Можно ли выжить на высоте 5300, если застала снежная метель, а палатки нет

Оглавление

Доброго всем дня, вечера, ночи и утра!

Сегодня хотелось бы поговорить о том, что же делать, если вы попали в самую вероятную ловушку Эльбруса: начинали штурм при прекрасной погоде, но вы же знаете, что испортиться здесь эта погода может буквально за полчаса?

Чаще всего, настолько резкая смена погоды все же прогнозируется, и в таком случае восхождение переносится (именно поэтому даже самые отбитые коммерческие гиды все же закладывают в программу 1-2 запасных дня). Но иногда бывает и так: ничто не предвещает, вы поднимаетесь на свою вершину, торжествуете... а потом видите мчащееся на вас темное облако. Оно в десятках километров, но ваш гид уже может посоперничать с ним в мрачности: он знает, что метель будет здесь уже через полчаса. Вы успеете спуститься только на седловину.

Есть два мнения на этот счет.

  • Непогоду лучше переждать возле вершины: седловина по своей форме - практически готовая аэродинамическая труба, скорость ветра на ней может быть в два-три раза выше, чем в тот же момент на 300 метров выше. Мне кажется, что это утверждение верно в том случае, если ваш опытный гид с уверенностью говорит: это жутко, но ненадолго.
  • Непогоду проще пережить на седловине, где есть возможность укрыться в снегу, хижине или фумароле: на узких тропах, ведущих к вершине, слишком высок риск срыва при минимальном нарушении техники безопасности. Мое мнение: если сохранять спокойствие, заранее вбить в GPS-навигатор нужные координаты, а также знать, что делать, если навигатор не помог - то в таком случае шансы выжить значительно повышаются.

Хижина? Фумарола? Да о чем вообще речь? Сейчас расскажу. Начну, пожалуй, с фумаролы. Что это вообще такое?

Фумаролы - это трещины или отверстия, расположенные на склонах и у кратеров вулканов, как действующих, так и спящих или потухших. Когда вы видите на фотографии вулкана курящиеся дырки - это как раз фумаролы. В снегах и льдах они образовываются из-за выхода теплых вулканических газов.

1. Фумарола на седловине Эльбруса

Согласно одной из теорий, Эльбрусская фумарола именно что фумаролой не является, представляя собой, скорее, ранклюфт - трещину на границе ледника. Но название "фумарола" прижилось давно и прочно... да и какая разница? Мы же не геологи, в конце концов. Пусть будет фумарола. Вот такая:

фото с сайта фото с сайта mountain.ru
фото с сайта фото с сайта mountain.ru

Температура внутри этой пещеры не опускается ниже -4 градусов по Цельсию, а разместиться в ней могут полтора-два десятка человек.

Без лишнего комфорта, конечно, но когда мы говорим о выживании, то комфорт как-то отступает на последнее место.

Как найти фумаролу:

Фото Д. Гурьянова из архива проекта "Хижина на седловине Эльбруса".
Фото Д. Гурьянова из архива проекта "Хижина на седловине Эльбруса".

2. Станция Red Fox 5300

Второй способ повысить свои шансы на выживание в непогоду на Эльбрусе - это добраться до замечательно ярко-оранжевой хижины, установленной в 2012 году на седловине.

Сразу уточню: согласно правилам ФАР, станция Red Fox 5300 является хижиной для аварийных ситуаций, то есть, планировать там ночевку запрещено.

Red Fox - третья по счету хижина на седловине. Первая была построена в 1932-1933 годах, во время войны была сильно разрушена, но в 1950 году восстановлена - правда, ненадолго: в конце пятидесятых кто-то забыл закрыть дверь, и приют забило снегом.

В 2010 году, в связи с большим притоком туристов (и, соответственно, большим количеством смертей) решили поставить новую хижину. Но несколько не рассчитали... и через три месяца после установки ее снесло ветром. Сейчас даже следов ее почти на найти: все замело снегом.

А в 2012 году ФАР совместно с партнерами установили действующий поныне приют.

Расположение указано примерно: на фото, где ясен рельеф, не разглядеть хижину, а на фото, где видна хижина - совершенно непонятно, где именно она находится
Расположение указано примерно: на фото, где ясен рельеф, не разглядеть хижину, а на фото, где видна хижина - совершенно непонятно, где именно она находится

Координаты приюта на седловине Эльбруса:

  • N 43° 21’ 05,0”
  • E 42° 26’ 53,0”

Еще раз: вагончик не предназначен для плановых ночевок, в нем нет достаточной системы вентиляции и многого другого. Здесь можно только переждать непогоду или дождаться спасателей. Ночевать здесь "просто так" может быть опасно для жизни!

Выглядит станция вблизи вот так:

фото с Risk.ru
фото с Risk.ru

3. Снеговое укрытие (самостоятельно)

Да-да. Выживали же как-то в те времена, когда еще фумаролу не нашли и вагончиков не было.

Здесь главное - соблюдать следующие правила:

1. Пещера-укрытие, которую вы роете, должна быть достаточно глубокой (хотя бы полтора метра от верхней кромки снега) и просторной - вы должны иметь возможность сохранять подвижность. Не надо рыть снежные гробики 50*30 см.

2. Не пытайтесь "оледенить" стенки вашего укрытия (можно найти такой совет: нагреть воздух в укрытии горелкой, чтобы стенки начали таять, а потом резко впустить холод, чтобы они обледенели). Вероятность того, что "потолок" на вас обрушится - минимальна, в отличие от вероятности задохнуться в ледяном мешке. Совет про "обледенение стенок" хорош в том случае, когда вход в ваше укрытие не может завалить несколькими метрами снега, и когда укрытие строится на несколько дней. Для аварийного варианта "переждать непогоду" он не подходит.

3. Если вы взмокли, а в рюкзаке есть сменное термобелье - перетерпите несколько минут ледяного холода вообще без одежды. Быстро разденьтесь, и смените белье. Да, в какой-то момент будет ОЧЕНЬ холодно. Непредставимо холодно. Но после - вы сможете хотя бы частично согреться. Если же останетесь в мокром, то тепло будет покидать вас медленно, но неостановимо, и тогда шансы дожить до установления приемлемой погоды сильно упадут.

ваше укрытие может быть вот таким , если непогода застала на плоском снегу
ваше укрытие может быть вот таким , если непогода застала на плоском снегу
или вот таким, если удалось найти снежную "горку" на горе
или вот таким, если удалось найти снежную "горку" на горе

В любом случае, если вы останетесь вообще без какого-либо укрытия в непогоду на горе - шансов у вас практически нет.

Что стоит иметь при себе "на всякий случай", собираясь на восхождение?

1. Здравый смысл. Без комментариев.

2. Достаточный опыт или хорошего инструктора/гида. Тоже, полагаю, в пояснениях не нуждается.

3. Ультралегкий спальный мешок. Он может весить около 500 граммов и занимать место... ну, примерно как крупное яблоко. Стоит, конечно, такая вещь недешево, но жизнь спасти вполне может.

4. Карманная горелка (помещается на ладони, весит граммов 100), к ней самый маленький баллон, металлическая кружка небольшого объема, пара пакетиков чая в индивидуальной упаковке. В условиях, где вы не можете согреться снаружи, горячее питье позволит продержаться несколько дополнительных часов.

5. Несколько энергетических батончиков. Ну, знаете, Сникерсы-Марсы всякие. Максимум легкоусвояемых калорий. Голый шоколад брать не стоит, лучше с максимумом орехов и еще каких-нибудь добавок.

6. Свисток. Самый громкий из возможных. И не забывайте в него периодически посвистывать - это сильно повысит шансы найти вас. Хотя пока буря бушует - искать вас никто и не пойдет.

7. GPS-навигатор. Без него вероятность найти фумаролу или хижину УЖЕ в непогоду существенно падает... впрочем, в условиях снежной метели и он может не сильно помочь. В общем, если есть - берите.

Разумеется, все это вам не понадобится, если вы идете хорошо подготовленным, с инструктором (а не просто платным гидом), соблюдая всю возможную и невозможную технику безопасности, и прислушиваясь к тому, что подсказывает здравый смысл.

Если вам интересно еще узнать про горы, альпинизм, выживание в аварийных ситуациях, ну и про сам Эльбрус - подписывайтесь на канал)