Найти тему

Фотография от латинского "писание светом". От древних химиков до цифровой камеры в мобильнике: что изменилось в фотографии.(06)

Собственно фотография…

Само слово – название «фотография» - возникло с легкой руки англичанина Джоя Гершеля – ученого, приятеля и сподвижника Уильяма Генри Фокса Тальбота, тоже ученого и путешественника, собственно, и подсказавшего последнему идею фотографии.

Переводное значение слова с латинского – «писание светом». Кратко, красиво, поэтично, технологически емко, доходчиво.

Физически это засветка лучами солнца в оптико-механическом устройстве (фотоаппарате) восприимчивого к свету материала (пленки, матрицы) с последующей обработкой и получением на нем визуального изображения.

Фактически - рисование светом на чем то, без участия человека. Так или примерно так описывал открытие один из отцов-основателей фотографии Тальбот в своем журнале «Карандаш природы» - первом о фотографии.

-2

Изображение появлялось как бы само собой, без вмешательства человека. Причем это была «тонкая копия» того, что находилось перед фотоаппаратом в момент открытия затвора.

Но до окончательного получения картинки происходило еще не одно действие «с химией», бумагой и красным светом в темной комнате. Чтобы увидеть результат, выходили на свет. Поначалу всех ошарашивал сам факт возможности явления такого чуда.

За почти двести лет, прошедшие с этого момента, фотография, можно сказать, мало изменилась по сути.

Как и в 1840-х, осталась фотокамера, производящая «запись» фотоснимка, остался объектив – оптическое приспособление, обеспечивающее резкость снимаемого, осталось фиксирующее изображение устройство, только оно сильно изменилось и стало матрицей.

-3

Началось все с металлических пластин, которые потом заменили стеклянные пластики, пленка.

Но подлинная революция, в фотографии случилась с явлением на свет на рубеже XX и XXI веков ее величества цифры.

Сейчас фотография не только мир завоевала, но и проникла далеко за его пределы. На голову фотографов посыпались пиксели, мега и прочие байты, RAWы и JPEGи всех мастей и калибров.

Но конечная картинка осталась той же картинкой. Фотосъемка стала приятным удовольствием: увидел, нажал и посмотрел на экране аппарата или компьютера – четко, верно и быстро, одним словом красиво, как в кино.

Ни тебе химии, бачков, сырости и запахов, и результат – сразу: хочешь – заложи его в память компа, а хочешь – отдай на печать, для этого есть целая сеть «фотолабов». И пожалуйста – в рамочку и на стенку: «Приходи, кума любоваться».

-4

Хорошо еще, что фотография все еще понимается как лист бумаги, пусть даже с изображением чего-то там на нем. Хоть есть и альтернативные версии.

Сегодня каждый, кто обладает фотоаппаратом, фотографирует. Это почти как каждый, кто умеет писать, пишет. Предполагается, кто умеет писать – умеет и читать.

Но также говорят, чтобы понять истинный, настоящий смысл многих – многих текстов, музыкальных произведений, спектаклей, изображений, нужно уметь «читать между строк».

Тот смысл, ради которого, собственно, многие из них и были создан.

Фотоизображение из этого же ряда. Настоящее, художественное, творческое.

Метафизически фотография остается все тем же часто сакральным, таинственным изображением, проявляющим вторые, а подчас и третьи смыслы.

Иногда они «читаемы» стразу, если речь заходит о простой фиксации чего-либо. Но чаще изображение обладает чем-то отличным от внешнего слоя, видимого «снаружи».

-5

Это заметили еще те, первые фотографы, понявшие силу нового открытия, что привело к появлению фотографии, которую сейчас называют художественной. Фотографии, в которой доминирует эстетический подход и всегда имеет место образное начало.

Той фотографии, которую творческий человек с фотоаппаратом понимает, как результат прежде всего интеллектуальной деятельности.

Это означает, что снимок понимается автором как некое личностное высказывание о ком-либо или о чем-либо – его личное творчество.

От зрителя, зависит, сумеет ли он адекватно расшифровать замысел фотографа, понять его язык и смысл карточки (не люблю слово «снимок»).

Особое значение приобретает «азбука» визуального ряда, которой оперирует фотограф, - тот бесконечно широкий круг образов, понятий, знаков, и составляющих в сюжетном объединении собственно фотографию – картинку. Ее-то мы, каждый раз глядя на фотографию – изображение, и расшифровываем – открываем для себя.

Каждый снимающий вольно или невольно подспудно думает о фотографии «высокого смысла», но не каждый готов признаться в этом даже самому себе. О той фотографии, которую и считают искусством наравне с картиной, рисунком, скульптурой…

-6

Такая фотография может и должна отражать, показывать, по определению Платона, «космос» жизни, в котором мы существуем, и нас самих со всеми нашими заботами, тревогами и радостями.

Думаю, задача такой фотографии – вызывать, будить сопереживание зрителя увиденному, затрагивать в нем, что-то неведомое, определенное ему самому, глубоко скрытое в душе. Поднимать вопросы, которые зритель не смог задать самому себе, помочь найти ответы на вызовы, смутно таящиеся в душах многих.

Речь не идет о фотожурналистике.

Журналистика больше занимается одним делом – событиями. Ее интересует сегодня, она редко обращается к вчера и не может заглянуть в завтра.

Действительно может быть намного шире и глубже событийных интересов. Так, само смысловое суждение имеет несовпадающие мнения.

Вы должны простить мне некоторую патетику; не так часто такое затрагивается даже в частных разговорах и обсуждениях. Как-то мы стараемся обойти это, думая, что это не о том…

-7

В итоге, по факту, мы имеем ту фотографию, которую имеем. Простецкую, о чем-то, о ком-то, зачем-то сделанную и нам предоставленную, но нас часто не затрагивающую.

Формально вроде бы все нормально: технически резко, цветненько, хотя и не всегда к месту и по смыслу, даже тому, о котором пытаются нам сказать, даже если и сюжет присутствует, но… Но все это как-то не цепляет…

Все это как-то ходит вокруг да около…

Чего-то не хватает. Может, понимания нами самими же того, чем мы занимаемся, так ли мы подходим к этому, что мы хотим донести своей фотографией, кому и зачем…

И лужок с козленочком можно снять, и солнышко, да так, что дух захватит от всего этого.

Человек посмотрит и лишний раз задумывается: что он, какой он, зачем он, о том, кто и что вокруг него… Остановится, оглядится внимательно, без суеты…

-8

Как вы думаете, что должно быть на фотографии, чтобы человек захотел иметь такую фотографию у себя дома? Во и я не знаю точно…

Цифровая фотография – цифра – открыла для снимающих такое, о чем они даже сравнительно недавно и подумать не могли.

Во-первых – мгновенное воспроизведение снятого, съемка на одну камеру, на один носитель (флешку) в черно-белом и цветном режиме. Смена чувствительности по ходу съемки и многое, многое другое.

Режим автофокуса сразу отсекает возникновение нерезкости и случайной «шевеленки». Возможность съемки серией – до нескольких кадров в секунду – позволяет запечатлеть то, что глаз простоте в состоянии уловить и «запомнить».

Последние год мы видим множество фотографий на выставках, в прессе, где значительны «фазы», открывающие новый взгляд на, казалось бы, давно привычные вещи.

То есть раньше было как: фотограф, прежде чем нажать кнопку, должен был увидеть кадр, навести на резкость, и только потом…

1. Фотография - это только бумага и краски. Почему мы видим на фотографии мир, который создаем себе сами. (01)

2. Фотография ради искусства, любви или наживы. "Профессиональной" фотографии нет. (02)

3. Мы все фотографы по неволе. Какая фотография считается идеальной? (03)

4. Выбор - самое сложное в фотографии. Ответьте на вопрос, какой фотографией вы хотите заниматься. (04)

5. Освоение фотографического мастерства - не обучение, а познавание творческого процесса, и не его азов, а самой сути. (05)

6. Фотография от латинского "писание светом". От древних химиков до цифровой камеры в мобильнике: что изменилось в фотографии.(06)

7. По любви или за деньги... Фотография сегодня – простое дело: кнопка спуска затвора на фотоаппарате одна... (07)

8. Чтобы заниматься фотографией, ею надо заниматься. Любить ее больше, чем себя. И снимать, снимать, снимать. А еще думать. (08)