Собственно фотография…
Само слово – название «фотография» - возникло с легкой руки англичанина Джоя Гершеля – ученого, приятеля и сподвижника Уильяма Генри Фокса Тальбота, тоже ученого и путешественника, собственно, и подсказавшего последнему идею фотографии.
Переводное значение слова с латинского – «писание светом». Кратко, красиво, поэтично, технологически емко, доходчиво.
Физически это засветка лучами солнца в оптико-механическом устройстве (фотоаппарате) восприимчивого к свету материала (пленки, матрицы) с последующей обработкой и получением на нем визуального изображения.
Фактически - рисование светом на чем то, без участия человека. Так или примерно так описывал открытие один из отцов-основателей фотографии Тальбот в своем журнале «Карандаш природы» - первом о фотографии.
Изображение появлялось как бы само собой, без вмешательства человека. Причем это была «тонкая копия» того, что находилось перед фотоаппаратом в момент открытия затвора.
Но до окончательного получения картинки происходило еще не одно действие «с химией», бумагой и красным светом в темной комнате. Чтобы увидеть результат, выходили на свет. Поначалу всех ошарашивал сам факт возможности явления такого чуда.
За почти двести лет, прошедшие с этого момента, фотография, можно сказать, мало изменилась по сути.
Как и в 1840-х, осталась фотокамера, производящая «запись» фотоснимка, остался объектив – оптическое приспособление, обеспечивающее резкость снимаемого, осталось фиксирующее изображение устройство, только оно сильно изменилось и стало матрицей.
Началось все с металлических пластин, которые потом заменили стеклянные пластики, пленка.
Но подлинная революция, в фотографии случилась с явлением на свет на рубеже XX и XXI веков ее величества цифры.
Сейчас фотография не только мир завоевала, но и проникла далеко за его пределы. На голову фотографов посыпались пиксели, мега и прочие байты, RAWы и JPEGи всех мастей и калибров.
Но конечная картинка осталась той же картинкой. Фотосъемка стала приятным удовольствием: увидел, нажал и посмотрел на экране аппарата или компьютера – четко, верно и быстро, одним словом красиво, как в кино.
Ни тебе химии, бачков, сырости и запахов, и результат – сразу: хочешь – заложи его в память компа, а хочешь – отдай на печать, для этого есть целая сеть «фотолабов». И пожалуйста – в рамочку и на стенку: «Приходи, кума любоваться».
Хорошо еще, что фотография все еще понимается как лист бумаги, пусть даже с изображением чего-то там на нем. Хоть есть и альтернативные версии.
Сегодня каждый, кто обладает фотоаппаратом, фотографирует. Это почти как каждый, кто умеет писать, пишет. Предполагается, кто умеет писать – умеет и читать.
Но также говорят, чтобы понять истинный, настоящий смысл многих – многих текстов, музыкальных произведений, спектаклей, изображений, нужно уметь «читать между строк».
Тот смысл, ради которого, собственно, многие из них и были создан.
Фотоизображение из этого же ряда. Настоящее, художественное, творческое.
Метафизически фотография остается все тем же часто сакральным, таинственным изображением, проявляющим вторые, а подчас и третьи смыслы.
Иногда они «читаемы» стразу, если речь заходит о простой фиксации чего-либо. Но чаще изображение обладает чем-то отличным от внешнего слоя, видимого «снаружи».
Это заметили еще те, первые фотографы, понявшие силу нового открытия, что привело к появлению фотографии, которую сейчас называют художественной. Фотографии, в которой доминирует эстетический подход и всегда имеет место образное начало.
Той фотографии, которую творческий человек с фотоаппаратом понимает, как результат прежде всего интеллектуальной деятельности.
Это означает, что снимок понимается автором как некое личностное высказывание о ком-либо или о чем-либо – его личное творчество.
От зрителя, зависит, сумеет ли он адекватно расшифровать замысел фотографа, понять его язык и смысл карточки (не люблю слово «снимок»).
Особое значение приобретает «азбука» визуального ряда, которой оперирует фотограф, - тот бесконечно широкий круг образов, понятий, знаков, и составляющих в сюжетном объединении собственно фотографию – картинку. Ее-то мы, каждый раз глядя на фотографию – изображение, и расшифровываем – открываем для себя.
Каждый снимающий вольно или невольно подспудно думает о фотографии «высокого смысла», но не каждый готов признаться в этом даже самому себе. О той фотографии, которую и считают искусством наравне с картиной, рисунком, скульптурой…
Такая фотография может и должна отражать, показывать, по определению Платона, «космос» жизни, в котором мы существуем, и нас самих со всеми нашими заботами, тревогами и радостями.
Думаю, задача такой фотографии – вызывать, будить сопереживание зрителя увиденному, затрагивать в нем, что-то неведомое, определенное ему самому, глубоко скрытое в душе. Поднимать вопросы, которые зритель не смог задать самому себе, помочь найти ответы на вызовы, смутно таящиеся в душах многих.
Речь не идет о фотожурналистике.
Журналистика больше занимается одним делом – событиями. Ее интересует сегодня, она редко обращается к вчера и не может заглянуть в завтра.
Действительно может быть намного шире и глубже событийных интересов. Так, само смысловое суждение имеет несовпадающие мнения.
Вы должны простить мне некоторую патетику; не так часто такое затрагивается даже в частных разговорах и обсуждениях. Как-то мы стараемся обойти это, думая, что это не о том…
В итоге, по факту, мы имеем ту фотографию, которую имеем. Простецкую, о чем-то, о ком-то, зачем-то сделанную и нам предоставленную, но нас часто не затрагивающую.
Формально вроде бы все нормально: технически резко, цветненько, хотя и не всегда к месту и по смыслу, даже тому, о котором пытаются нам сказать, даже если и сюжет присутствует, но… Но все это как-то не цепляет…
Все это как-то ходит вокруг да около…
Чего-то не хватает. Может, понимания нами самими же того, чем мы занимаемся, так ли мы подходим к этому, что мы хотим донести своей фотографией, кому и зачем…
И лужок с козленочком можно снять, и солнышко, да так, что дух захватит от всего этого.
Человек посмотрит и лишний раз задумывается: что он, какой он, зачем он, о том, кто и что вокруг него… Остановится, оглядится внимательно, без суеты…
Как вы думаете, что должно быть на фотографии, чтобы человек захотел иметь такую фотографию у себя дома? Во и я не знаю точно…
Цифровая фотография – цифра – открыла для снимающих такое, о чем они даже сравнительно недавно и подумать не могли.
Во-первых – мгновенное воспроизведение снятого, съемка на одну камеру, на один носитель (флешку) в черно-белом и цветном режиме. Смена чувствительности по ходу съемки и многое, многое другое.
Режим автофокуса сразу отсекает возникновение нерезкости и случайной «шевеленки». Возможность съемки серией – до нескольких кадров в секунду – позволяет запечатлеть то, что глаз простоте в состоянии уловить и «запомнить».
Последние год мы видим множество фотографий на выставках, в прессе, где значительны «фазы», открывающие новый взгляд на, казалось бы, давно привычные вещи.
То есть раньше было как: фотограф, прежде чем нажать кнопку, должен был увидеть кадр, навести на резкость, и только потом…
2. Фотография ради искусства, любви или наживы. "Профессиональной" фотографии нет. (02)
3. Мы все фотографы по неволе. Какая фотография считается идеальной? (03)
4. Выбор - самое сложное в фотографии. Ответьте на вопрос, какой фотографией вы хотите заниматься. (04)