Все больше и больше россиян будут отказываться от получения высшего образования. На фоне разразившегося в стране «коронакризиса» у людей, особенно в регионах, не остается денег на то, чтобы учить своих детей. Платное образование при таком раскладе станет прерогативой избранных, да и репетиторов, которые необходимы, чтобы поступить на бюджетное отделение, сейчас тоже смогут оплачивать немногие. Чиновники уже обещают: цены на коммерческое обучение вузы повышать не будут. Но это вряд ли поможет. Так себе стимул.
Министерство культуры России порекомендовало подведомственным вузам оставить цены на обучение на прежнем уровне, любые решения по корректировкам стоимости возможны только после проведения мониторинга. С таким заявление выступила глава ведомства Ольга Любимова.
«Что касается платного обучения, то Минкультуры рекомендует вузам оставить цены на прежнем уровне: любые решения по корректировке возможны только после проведения необходимого мониторинга», - сказала Любимова.
Глава Министерства образования и науки РФ Валерий Фальков тоже не остался в стороне. По его словам, значительная часть высших образовательных учреждений в России поддержали предложение не увеличивать стоимость обучения в следующем учебном году. Инициатива была принята на фоне пандемии коронавирусной инфекции и ухудшения экономической обстановки и призвана оказать поддержку молодым россиянам. Кроме того, Минобразования распространило рекомендацию для вузов, чтобы всем студентам, получающим образование на платной основе, предоставлялась рассрочка.
Но регионам эти заявления – как мертвому припарки. У внушительной части родителей очередной кризис уже «съел» добрую долю заначек. Денег нет, и сил держаться - тоже нет.
Спроса нет
На самом деле спрос на платное образование начал медленно, но верно падать еще до очередного экономического кризиса. Исследование холдинга «Ромир» показало, более трети граждан (37%) не готовы платить за образование своих детей, а 71% - за собственное.
По данным социологов, за четыре года доля таких ответов выросла на пять процентных пунктов и на четыре процентных пункта соответственно. Однако причина подобной жадности, пожалуй, не в том, что люди стали разочаровываться в образовании. Каждый четвертый родитель признался, что готов платить за детское образование в зависимости от суммы ежегодных платежей, а 11% россиян готовы оплачивать собственное обучение, только если смогут себе это позволить.
Таким образом, снижение доходов заставляет думать об экономии на учебе. Любопытно, что в прежние годы люди были готовы сократить траты на продукты питания и развлечения, при этом изо всех сил старались изыскать денег на учебу. В 2015 году за образовательные услуги детей в той или иной степени готовы были платить 64% родителей, а в прошлом году их число снизилось до 55%. Говоря о платном образовании, более половины (58%) участников опроса отмечали, что готовы оплачивать не более 50 тысяч рублей в год.
Ранее Сбербанк также представлял свои расчеты, по которым вышло, что на образование сыновей копят 44% россиян, дочерей — 41%. При этом средняя сумма накоплений на учебу составляет 300 тысяч рублей.
По информации Росстата, за последний год стоимость обучения в российских вузах выросла на 15%. Стоимость обучения в МГУ по программам бакалавриата составляет более полумиллиона рублей, в Высшей школе экономики — от 350 тысяч рублей до 770 тысяч рублей в год.
Согласно данным мониторинга Высшей школы экономики для Минобрнауки, с 2011 года доля платного набора в головных вузах и их крупных филиалах постепенно растет — с 25,7% до 39,9%. В первую очередь это происходит за счет педагогических направлений, гуманитарных направлений направлений, связанных с информатикой.
Еда или диплом?
Представители уральских вузов, с которыми удалось пообщаться Zamesу, указывают на то, что стоимость обучения, скорее всего, повышаться не будет. Собеседники объясняют, что все дело действительно в экономике – руководство учебных заведений опасается, что набор в этом году может быть сорван.
Представитель общественной организации «Родительское собрание» пояснил, что ситуация может оказаться критической, особенно для регионов: «Люди на этот раз очень сильно пострадали. Вопрос платного образования для многих перестал быть приоритетным. Если начистоту, то миллионы людей сегодня озабочены тем, на что купить продукты, как оплатить жилищно-коммунальные услуги, приобрести необходимые лекарства. Надо признать, что цены на образование уже и без того были задраны. Так что даже если сейчас вузы и вправду заморозят прошлогодние расценки, то явного эффекта мы все равно не увидим – у львиной доли граждан нет и этих денег».
По словам собеседника Zamesа, такая ситуация чревата еще и тем, что ряд вузов, особенно небольших, не смогут пережить нынешних катаклизмов. Вполне возможно, что это именно тот самый случай, когда холодильник побеждает: желание поесть все же сильнее, чем желание получить диплом.