Я уже писал о том, как мы охотились за альбомом той или иной команды, и какие эмоции переживали, когда наконец удавалось найти желаемое)
Однако, способов получить это желаемое в эпоху повального пиратства было несколько, и мы активно пользовались всем, что было доступно... Вспомним, как это было?
Далее идут способы в порядке удорожания: что-то, разумеется, было бесплатным, а за что-то нужно было заплатить дикие (по сравнению с тогдашним пониманием ценности) деньги!! )
1. Запись с эфира
Самым простым и бесплатным способом была запись с теле или (в моем случае реже) с радио эфира. Действительно, проще некуда: услышал анонс по ТВ, выбрал, на что писать и вовремя "нажимай на кнопку" - получишь 5-6 (а иногда и больше) самых модных песен!
Из наиболее любимых источников была площадка МузОБОЗа и прочие подобные эфиры на ОРТ и 5 канале.
2. Перезапись у друзей.
Это был условно-бесплатный способ: ты ничего не платил напрямую, но неплохо было бы в ответ дать тому же другу что-то равноценное, чего не было у него... А равноценное, чаще всего, было уже куплено (см. пункт 3 и 4)
Для этой цели нужно было иметь либо двухкассетник (чего у меня не было аж до 1997 года), либо 2 магнитофона (и отдельный кабель, чтобы не вытаскивать его каждый раз из настроенного для экстренной записи с эфира телевизора).
3. Студии звукозаписи
Про авторские права тогда никто не говорил всерьез, поэтому предприимчивые люди начала 90-х предлагали весьма востребованный сервис:
человек приносил свою кассету (либо покупал ее на месте) и из каталога, который, надо сказать, постоянно разрастался, выбирал...все, что душе угодно.
Забавным вариантом были уже готовые кассеты, где хозяин звукозаписи примерно прикидывал вкусы покупателя и совмещал два альбома или сборника на 90 минутном носителе, либо добивал свободное место на 60 минутном (часто без указания, что там на этой добивке).
Так у меня появились Deep Forest вместе с Enigma, Midi, Maxi and Efti вместе с Dr.Alban и ... Богдан Титомир, анонимно дописанный к Сектору Газа!!!)
4. Новый уровень пиратства: ларьки и рынки
Где-то осенью 93 года в соседней Польше ужесточили требования к пиратскому контенту, и к нам массово хлынули
- красиво оформленные,
- с неплохим (в целом) качеством записи
- и (опять же, в целом) с совпадающим треклистом (!) польские пиратские (как потом стало понятно) кассеты.
Эти кассеты, а, спустя где-то полгодика, и отечественная продукция похожего формата стали моим основным источником новой музыки на долгие 8 лет, до приобретения мной первого CD плеера.
5. "Запись с лазерного диска"
Пометка "Запись с лазерного диска" на кассете из студии звукозаписи часто и вправду обозначала более высокое качество фонограммы.
Конечно, мы имели представление об этом формате из журналов или, вот, из рекламы
Но лично я впервые прикоснулся руками, САМ, к CD звуку очень поздно, летом 1995 года, да и то в гостях...
Далее, естественно, этот отличный формат мне попадался чаще и чаще, но сначала по причине финансовой недоступности, а потом по причине некой нецелесообразности (до сих пор не считаю себя аудиофилом) я протянул с покупкой первого центра с CD проигрывателем аж до 2001 года, то есть до нового века!
Более полная версия этих воспоминаний, а также многие другие здесь
А какие из моих способов использовали вы? Было ли что-то еще?
Поделитесь своими историями в комментариях — вместе нам есть, что вспомнить!
А если вы помните только 21 век, но хотели бы больше узнать о 90-х — спрашивайте, с удовольствием расскажу обо всем, что помню)