В произведениях массовой культуры довольно часто встречаются сюжеты, связанные с шизофренией главного героя. Примером может быть и "Бойцовский клуб" и "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". Кто-то в этот список ставит и Малыша с его выдуманным другом Карлсоном.
Кстати, "Бойцовский клуб" сняли в 1999 году. А за три года до этого в 1996 году Роман Полански пытался снять Джона Траволту в фильме "Двойник". В основе сюжета одноимённая повесть Достоевского, также о раздвоении личности. Траволта поссорился с Полански и фильм в итоге не сняли, но сама эта идея тогда, как говорится, витала в воздухе.
Если же говорить о Фёдоре нашем Михайловиче и, собственно, о его повести "Двойник", то она сама испытывала на себе сильное влияние Гоголевского "Носа", где в основе сюжета опять же расщепление личности, доведённое до абсурда.
Я же хотел бы рассмотреть ещё одно классическое произведение с этой точки зрения. Представьте себе работника культурной сферы, дела которого идут из рук вон плохо. Как это принято в его среде, он выпивает, причём похоже запойно. Он не молод и долго занимается одним и тем же ремеслом. Выйти из накатанной колеи он не может. Внешне он весьма потрёпан, карьерных перспектив никаких. С каждым годом жизнь всё хуже и хуже. Здоровье тоже подводит. Ему уже не всегда хватает денег на еду и приходится продавать последние вещи.
И в этот момент с его сознанием происходит некая метаморфоза - возникает новая личность. Эта личность, напротив, молода и здорова, открыта всему новому. Она талантлива, обаятельна и крайне неприхотлива, как в еде так и в быту. И наш герой именно на эту личность возлагает свои надежды на выход из затянувшегося кризиса.
Как по мне, так вполне себе классическая шизофреническая история. Догадались о каком сюжете я сейчас? Конечно же, это Толстовский "Золотой ключик". Давайте попробуем посмотреть на эту сказку глазами реалиста?
Естественно, никакая деревянная кукла ходить и говорить не может, да и окружающие на такую диковинку смотрели бы с ужасом. Поэтому, скорее всего, Карло смастерил некую куклу и пошёл вместе с ней устраиваться в театр к Карабасу Барабасу актёром в труппу кукольного театра.
Карло был настолько погружён в придуманный им образ живого деревянного мальчишки и был настолько в этом убедителен и органичен, что был сразу же принят в театр, получив одну из главных ролей. Только поступив на службу, Карло сразу же проявляет самовольство и играет не по сценарию, сам выдумывая сюжеты для спектаклей, впрочем получается у него это не плохо.
Карабас, как художественный руководитель, вызывает нового актёра на разговор, но относится к нему в целом благосклонно. Более того, видя бедственное положение нового актёра, Карабас Барабас выдаёт ему подъёмные - 5 золотых (не малые по тем временам деньги). Но больной мозг Карло не хочет видеть в новом работодателе благодетеля, и он начинает для себя лепить из него Злодея. Карло мерещится, что Карабас якобы охотиться за его каморкой, в которой, конечно же, есть сокровище.
После этого Карло пытается настроить актёров кукольного театра против Карабаса, а потом и вовсе сбегает из театра. Несмотря на то, что Карло полностью отождествляет себя с своей новой выдуманной личностью, физическая его зависимость даёт о себе знать. И вот уже Карло кутит на полученные золотые в таверне со случайными знакомыми Хромой Алисой и Слепым Базилио, которых Карло представляет себе говорящими животными. Поскольку Карло сам себя представляет деревянной куклой, он и новых знакомых расчеловечивает. Они подыгрывают ему в этом, тем более, что несмотря на фальшивую личность, деньги у Карло вполне себе настоящие.
Далее, возможно, как результат посещения таверны, Карло представляет, что он будучи Буратино, встречает черепаху Тортиллу, и та отдаёт ему Золотой Ключик, который когда то потерял Карабас. В реальности, скорее всего, Карло, ещё в кукольном театре, умыкнул у Карабаса ключ от склада с декорациями и, прогуляв все деньги, нашёл его, выронив после падения в заболоченный пруд.
Далее Карло встречается в бывшими актёрами театра Карабаса Мальвиной и Артемоном, которых он представляет фарфоровой куклой и псом и предлагает им вступить в заговор против Карабаса. Мальвина поначалу справедливо считает его больным и даже пытается лечить его, но поскольку эти двое тоже бедствуют (живут в кукольном домике), то безработные актёры соглашаются на авантюру.
Далее по сюжету Карло несколько раз применяет к Карабасу физическую силу, оправдывая это для себя тем, что он таким образом защищает свою выдуманную вторую личность. Новые декорации, которые были заперты украденным ключом, волшебным образом оказываются в коморке Карло. Большая часть актёров, поддавшись магнетизму Карло, переходит из театра Карабаса в новый уличный театр и Карло начинает творить в своё удовольствие.
На этом история благополучно обрывается. Остаётся только порадоваться тому, что нам не рассказывают о том, что будет дальше...
А дальше неминуемо будет вот что: Никуда не девшаяся алкогольная зависимость, а также явное раздвоение личности Карло ещё принесут хлопоты актёрам, перешедшим от Карабаса в новый театр. А кража чужого имущества (новые декорации), скорее всего, будет наказана уголовно.
Вот такая вот невесёлая сказка получается, если попробовать перенести на почву реальности сюжет известного детского произведения.