Жажда веры сопровождает человека на протяжении всей его истории. Духовные искания наших поэтов и писателей интересны всем, кому дорога истина, кто столкнулся с сомнениями…
Есть у меня ещё один повод соединить имена Александра Пушкина и Николая Колычева. Но начну с другого Александра – тёзки Пушкина, Александра Сергеевича Грибоедова.
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете…» Кто-то эти слова считает пословицей. Кто-то сразу же вспомнит школьные уроки литературы и Чацкого, у которого, приключилось «горе от ума». Приключилось по воле гениального создателя образа полу-декабриста, полу-революционера, потерявшего способность трезво оценивать очевидные вещи. Чацкий говорит эти слова после конкретных уверений своей возлюбленной Софьи, что она, дескать, его не забыла. Однако конкретный эпизод у многих давно стёрся в памяти, а вот слова «блажен, кто верует…» вспоминаются многим просто по поводу традиционного вопроса веры и безверия…
Эта тема – и в стихотворении Пушкина «Безверие», которое написано ещё в лицее, задолго до появления поэмы «Горе от ума».
С января 1817 года готовит молодой поэт своё «Безверие», чтобы прочитать его на выпускном экзамене.
Пушкин прямо не говорит о своей собственной вере, но предлагает пожалеть безумца, отрицающего веру, он рисует состояние души одинокой, погружённой в уныние, не имеющей защиты в мире бедствий и страданий.
О вы, которые с язвительным упреком,
Считая мрачное безверие пороком,
Бежите в ужасе того, кто с первых лет
Безумно погасил отрадный сердцу свет;
Смирите гордости жестокой исступленье:
Имеет он права на ваше снисхожденье,
На слезы жалости; внемлите брата стон,
Несчастный не злодей, собою страждет он.
Кто в мире усладит души его мученья?
…………………………………………..
Взгляните — бродит он с увядшею душой,
Своей ужасною томимый пустотой,
То грусти слезы льет, то слезы сожаленья.
Напрасно ищет он унынью развлеченья;
Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.
Я привожу здесь только два отрывка из «Безверия». Стихотворение потрясает глубиной размышлений, прозрениями, откровениями… Его нужно читать полностью, неспешно, задумываясь над каждой строкой… Только тогда можно понять жажду человеческой души…
Чувства Пушкина, выраженные в юношеском стихотворении, нашли своё отражение и в стихах нашего современника Николая Колычева.
Как пронзительно звучат строки стихотворения, которое так и называется: «Как хочется верить!» Комментарии тут не нужны...
Как хочется верить
Как хочется верить, что где-то над нами есть Он,
Великий и Мудрый, Всевидящий, Добрый и Сильный.
Как хочется верить в святую защиту икон,
Как хочется верить в великую сущность России.
Как хочется верить, что смертью не кончится жизнь,
Как хочется верить, что всем по заслугам воздастся,
Что даже всемирным богатством, нажитым во лжи,
Не купишь и крошечной дольки Небесного Царства.
Как хочется верить!.. О,Боже, услышь, помоги!
При мысли о смерти во мне все болит и трясется.
Зачем нам решетки, железные двери, замки,
Когда от Господнего гнева никто не спасется?
Как хочется верить… Судить о других не берусь,
Но, как я сумею довериться Господу, если
И горя, и боли телесной, и смерти боюсь
Гораздо сильней неизбежности Кары Небесной?
Как хочется жить! Как безудержно хочется жить! –
Постыдно просительный визг на пронзительной ноте…
О, дай же мне сил, чтобы смерть во спасенье души
Мне стала желанней, чем жизнь в ублажение плоти.
Перекликаются голоса двух поэтов… Будоражат ум, чувства, выражают самые тончайшие движения человеческой души… Соединяют два века…