На мой взгляд ,это один из наиболее удачных самолетов разработки КБ Туполева. Хоть и прекращена эксплуатация этих самолетов на пассажирских рейсах , летать им ещё долго, думаю не один десяток лет.
Самолет создавался как дальнейшее развитие Ту-124, первые два прототипа именовались Ту-124А. Но изменения в конструкции довольно существенные и это конечно совершенно другой тип.
Рассказывать историю создания особого смысла нет, поэтому сосредоточусь на списке стран в которые СССР поставляли самолеты данного типа.
Акцентирую внимание на то , что я указываю те авиакомпании в которые Ту-134 поставлялись новыми. Про смену собственников в процессе эксплуатации можно написать книгу размером с "Войну и мир".
1. Самым большим эксплуатантом была компания " Interflug"(ГДР). Ей было поставлено 30 самолетов Ту-134.
Более того, эта авиакомпания была первой зарубежной, куда попали Ту-134 первой серии, короткие и с тормозным парашютом. В авариях и катастрофах потеряно 2 самолета:
1 сентября 1975 года под Лейпцигом (ошибка экипажа) и 22 ноября 1977 года под Берлином (глупая ошибка экипажа, все живы).
2. 16 самолетов было поставлено болгарской авиакомпании "Балкан".
В катастрофах потеряно 2 самолета: 16 марта 1978 года при взлете в районе аэропорта Софии и 10 января 1984 года при заходе на посадку там же.
3. Также 16 самолетов было поставлено авиакомпании "Vietnam airlines". Из них 2 были потеряны в катастрофах: 9 сентября 1988 года при заходе на посадку в аэропорт Бангкока; 3 сентября 1997 года , также при заходе на посадку в аэропорт Пномпеня.
4. 14 бортов были поставлены венгерской авиакомпании "Malev".
Из них потеряны в авариях и авиакатастрофах три: 19 ноября 1969 года один борт выкатился при посадке в Стамбуле, 16 сентября 1971 года при заходе на посадку в аэропорт Борисполь и 21 сентября 1977 года борт разбился при заходе на посадку в Будапешт.
5. Также 14 самолетов были поставлены чехословацкой авиакомпании CSA.
Из них один борт потерпел аварию из-за столкновения при посадке с взлетающим Ил-18. К счастью все остались живы, но борт был списан.
6. 12 самолетов поставили польской авиакомпании "LOT".
Потерян был только один из-за выкатывания при посадке 23 января 1980 года. Жертв не было.
7. Столько же (12) самолетов было поставлено югославской чартерной авиакомпании Aviogenex .
Было потеряно два борта: один разбился 23 мая 1971 года при посадке в аэропорт Риека острова Крк, а второй 3 апреля 1977 года при заходе на посадку в аэропорту Либревиль (Габон).
8. 6 самолетов были поставлены сирийской авиакомпании "Syrian arab airlines"
9. Два самолета были поставлены в Северную Корею
Кроме того были единичные поставки бортов в правительственные авиаотряды и ВВС разных стран.