Мы можем использовать слова со всех логических уровней для достижения различных целей в коммуникации:
- Поддержать контакт (подстроиться) – желательно, тот же уровень с переходом (возможным) на близлежащие. Облегчает коммуникацию и понимание.
- Разорвать контакт – взять информацию через 1-2 уровня от предлагаемой собеседником. Для отсоединения или создания замешательства.
- Поднять важность обсуждаемого предмета/усилить мотивацию – постепенно двигаться по уровням снизу вверх. При продажах и мотивации – плавно двигаться от окружения к миссии.
- Снизить важность обсуждаемого предмета/потушить мотивацию – постепенно двигаться по уровням сверху вниз. Чтобы снизить накал или конфликт – перемещаться от ценностей (обычно) вниз, снижая значимость вопроса.
- Ввести в транс/встроить убеждение – переключение логического уровня в одном предложении (связка). Наводит быстрое замешательство.
ПРАКТИКА
№1. Влияние слов с разных логических уровней
Сознательно взять 3-5 областей (контекстов, предметов) и расписать слова по всем уровням.
Нужно ощутить слова, их влияние и потенциал. Чем с более высокого уровня слова, тем сильнее оно включает нервную систему, “возбуждает” мозг.
Контекст “работа”. Пример:
- Окружение (что, где, когда): офис, столы, стулья, техника, папки, кулер, ручка, бумага, окна, ковролин и т.д.
- Действия (что делать): сидеть, писать, отвечать, ходить, говорить, смотреть, думать, печатать, искать и т.д.
- Возможности (что еще можно делать, что умеем, как именно): можно совещаться, проводить мозговой штурм, можем мотивировать, умеем решать трудные задачи, ставить цели, планировать…
- Ценности (что важно, в чем убеждены, почему и зачем): чтобы быть эффективнее, радоваться и делать дело хорошо
- Идентичность (кто): менеджеры, руководители, клиенты, все вместе
- Миссия (для чего): чтобы делать дело
№2. Калибровка логического уровня
Научиться отслеживать логический уровень в речи собеседника.
- слушать и мысленно ставить слова на какой-то уровень, ориентируйтесь на вопросы к уровням: он сейчас рассказывает, зачем он что-то делает (ценности), или как делает (возможности), или где (окружение), или кто он при этом (идентичность).
- подхватывайте на том же уровне: говорит собеседник, перечисляя действия, не уходите в вопрос “Зачем?” ты это сделал (ценности), сначала скажите еще пару глаголов, потом переходите на уровень возможностей (ближайший)
- переключайте уровень: осознали, что человек на уровне окружения: перечисляет и перечисляет, где и когда он был и что делал. А вы спросите “И кем ты себя ощущал там?” (перевод на идентичность) – отследите реакцию замешательства.
Нервной системе при переходе от нижних уровней к верхним приходится буквально разогреваться. Это заметно.
№3. Мотивация и снижение конфликтов:
Создайте рассказ о чем-то, постепенно переходя от уровня окружения к миссии. Это идеальный инструмент для завершения презентации или для продаж. Например: “Последние 2 часа мы были здесь, в этой комнате (окружение), говорили, обменивались мнениями, слушали друг друга (действия), мы поняли, что можем услышать новые идеи, что умеем действовать сообща и можем приходить к общему (возможности), потому что для каждого важна команда и результата, успех в целом складывается из таких собраний (ценности), ты, ты и ты, мы все – это команда (идентичность) и мы работаем для людей, которым необходимы миссия).”
Берите любой предмет и научитесь вести информацию о нем по уровням: “вот это ручка, я пишу ей и рисую, могу еще чесать за ухом и пользоваться как указкой, очень важно иметь такой универсальный инструмент, это определенная свобода, ведь я человек, который любит свободу и показывает такой пример”.
Аналогичным образом, только в обратную стороны, двигайтесь сверху вниз. Обычно конфликты разгораются на уровне идентичности или ценностей, важно уметь свести их вниз на действия. Вопросом: “Как мы этого результат достигли?” мы снижаем логический уровень до уровня возможностей, а с ним и накал эмоций.
№4. Ежедневный тренинг
Тренируйтесь с любыми случайными собеседниками. Слушайте радио или телевизор, любой источник информации, и говорите с ним на его уровне, опознавайте его, переключайте. Нужен осознанный автоматизм.
№5. Развивайте гибкость
Определите свой предпочитаемый уровень и развивайте остальные.
От того, какой уровень вы используете чаще, зависит восприятие вас.
Ценностный уровень или идентичность – витает в облаках. Действия и окружение – зануда.
Чаще всего, люди интеллектуального труда используют уровень возможностей, следовательно, развивая верхние уровни, могут добавить в речь огня, и нижние – конкретики и прикладных моментов.