Я знаком с большим количеством японцев, некоторых из которых могу даже назвать своими приятелями. Я не знаю японский язык, поэтому не стану перечислять вам сорок семь вариаций термина «знакомый», раскрывающих всю палитру возможных уровней приятельства. «Коку» - знакомый сосед, «содоку» - знакомый по магазину, «хороку» - знакомое уличное животное и т.д. Мои знакомые японцы – просто знакомые и всё. Тем не менее, даже наших неглубоких отношений вполне достаточно, чтобы представить под каким давлением находится японец, решивший подружиться с иностранцем. Япония и японцы мифологизированы настолько, что даже заурядное «доброе утро» в понимании представителя западных культур – это религиозный ритуал, нарушение правил которого грозит немедленным обоюдным сэппуку. Как мы устали от клишированных: «водка, снег, уныние», так и японцы от приторного пиетета к их «менталитету ценителей прекрасного в мелочах»…
А каково известным японцам? Гениальным японцам? Неужели к ним относятся как-то иначе? Видят в первую очередь творца, а уже потом - глазеющего с вулкана на сакуру азиата? Как бы не так! Сегодня расскажу вам о трёх японских гениях, книги о которых я прочёл одну за другой (и вам советую)! Есть ли у них что-то общее, что-то исконно японское или наоборот - что-то универсальное, чем обладаем и мы?!
Японии гении не нужны?!
Писать поочерёдно о Мураками, Кодзиме и Миядзаке было бы глупо! Один перечень их произведений, достижений и наград мог бы стать полноценной книгой, да и передо мной стоит другая задача! Найти что-то общее между тремя японскими гениями: писателем, мультипликатор и геймдизайнером, каждый из которых достиг высочайших высот в выбранной им области! Естественно, ни профессия мультипликатора, ни писателя, ни тем более - геймдизайнера в юности наших героев (а родились они в 1941, 1949 и 1963 годах - сами разберётесь кто когда) не были хоть сколько-нибудь уважаемыми! Послевоенная Япония требовала от образованного японца быть крепким профессионалом, менеджером, карьеристом, трудолюбивым муравьём, чьи ежедневные маленькие свершения обеспечат Родине скорейшее восстановление и грядущее процветание...
Мураками владел небольшим джаз-баром, ради которого жил впроголодь несколько лет, выплачивая многочисленные обременительные долги. Миядзаки был социалистом, пел русские песни, пока рисовал и вдохновлялся образом Снежной королевы из одноимённого советского мультфильма 1957 года! А о выборе профессии сына, мать Кодзимы говорила с нескрываемым стыдом и всегда долго перечисляла его успехи, чтобы смыть с лиц вопрошавших их насмешливые улыбки! Все трое были помешаны на своём деле и проводили часами рисуя, исписывая толстые тетради иероглифами, неделями подбирая музыку для трёхсекундной сцены в компьютерной игре!
Япония для варваров!
Как часто мы слышим с вами о "закрытости" Японии, о её замкнутости на себе и болезненной географической "агорафобии", которые позволяют ей сохранять её особый культурный статус и экспортировать уникальный продукт, который поражает западного потребителя своей неповторимостью! Всё так, только совсем не так!
Все трое так или иначе вдохновлялись культурой Запада! Стремились завоевать популярность именно там! Быть признанными иностранными критиками, коллегами, потребителями! Мураками практически не читал японских авторов, когда начал свои литературные опыты! А потом, став популярным на Родине, каждую новую книгу писал заграницей, снимая квартиры/дома в Европе или где-нибудь на экзотических островах! Миядзаки, как было сказано выше, вдохновлялся западными шедеврами мультипликации и ради поиска натуры для своих новых проектов, уезжал в Европу! Ландшафт в его "Небесном замке Лапута" - это проекция его впечатлений от поездки в Уэльс! Зачем японцу, который с малолетства видит горы своей прекрасной Родины нужно лететь в такую даль, чтобы срисовать холмы??? Гений, ничего не скажешь!
А Кодзима? Этот воришка чужих идей, образов и сюжетных ходов, уже давно "разоблачён" миллионами поклонников Metal Gear, которые могут бесконечно перечислять американские боевики, из которых гений Кодзима черпает своё неисчерпаемое вдохновение. В начале его карьеры это было намного проще, чем сейчас, но факт остаётся фактом - западная культура и стремление геймдизайнера получить всеобщее признание в США, толкало его карьеру исключительно вперёд!
Прозаики - как те рыбы, которые если не плывут вперёд - умирают (Х.Мураками)
Эту цитату Мураками из книги Писатель как профессия можно без потери смысла переделать, заменив "прозаика" на "творца". В случае героев этого текста, творцы плыли строго на Запад! В конце-концов, в нашем направлении тоже! Именно поэтому все трое приобрели культовый статус и армию поклонников, которая продолжает скупать их книги, игры, анимэ...