Здравствуйте, дорогие читатели моего канала! Темой сегодняшней статьи будет разнообразие именных подвижных составов в Московском Метрополитене... Ведь согласитесь, приятно, когда после нескольких минут ожидания поезда в обычном и привычном всем виде на станцию въезжает разукрашенный или расклеенный именной или тематический состав. О таких сегодня и пойдет речь.
С 1984 года в Московском метрополитене существует традиция создания именных поездов — составов, имеющих собственные имена, присвоенные в честь каких-либо событий, юбилеев, или в рамках тематических акций. Такие составы имеют различные отличительные особенности: от простых табличек и надписей с названием поезда на головных вагонах до полностью оригинального оформления всех вагонов или даже конструктивных отличий вагонов состава от обычных вагонов того же типа. В 1991 году почти все именные поезда (за исключением одного) прекратили своё существование, по причине того, что их тематика носила политический характер. В начале 2000-х годов традиция была возобновлена, и уже к концу 2010 года по линиям курсировало семь таких составов различной тематики. С 2015 года процесс становится наиболее популярным, однако в последние несколько лет, после массового появления на Кольцевой линии тематических составов, оформленных по заказу Правительства Москвы, статус «Именного поезда» фактически был утрачен, поскольку информация, размещённая в вагонах таких поездов, носит рекламный характер.
«Народный ополченец»
Самый старый из действующих именных поездов начал работу на Замоскворецкой линии в 1988 году. Посвящён ветеранам Великой Отечественной войны, работавшим в метро и метрострое. Поначалу мало отличался от обычных составов, однако дизайн поезда был обновлён 8 ноября 2006 года. С того времени на вагоны были нанесены надписи «Народный ополченец» и «1941—1945» (последняя на георгиевской ленте), внутри — появились материалы о Великой Отечественной войне
Последний раз состав был обновлён в мае 2020 года — к празднованию 75-летия Победы. В качестве подвижного состава используются номерные вагоны.
«Красная стрела»
Поезд был запущен по заказу ОАО «РЖД» на Сокольнической линии 9 октября 2006 года в честь 75-й годовщины первого фирменного поезда Москва — Ленинград «Красная стрела»
29 марта 2010 года состав пострадал в теракте на станции Лубянка. Сильно повреждены второй по ходу следования вагон (№ 1703) и находящийся рядом головной (№ 2764). Пострадавшие в результате взрывов вагоны были отремонтированы, один из них был заменён на новый. После завершения следственных действий и ремонта поезд вновь вышел на линию 15 мая 2010 года, в день 75-летнего юбилея Московского метро.
«Акварель»
Поезд-галерея с репродукциями картин, созданный по инициативе Сергея Андрияки. Первый именной поезд, вагоны которого имеют конструктивные отличия от стандартных. Запущен 1 июня 2007 года, в День защиты детей, на Арбатско-Покровской линии. Первая подборка картин была посвящена творчеству художника-инициатора и учеников его школы.
Все пять вагонов состава снаружи оклеены цветной плёнкой с изображениями цветов, фруктов, рек, деревьев. По сравнению с обычными вагонами типа «Русич», отсутствуют окна и сиденья с одной из сторон, на их месте расположены картины, над которыми добавлено освещение. Каждый вагон имеет свою цветовую гамму — уникальны как оклейка с внешней стороны, так и цвет пола, стен и сидений в вагоне.
Ретропоезд «Сокольники»
Построен в 2010 году к 75-летию Московского метрополитена и стилизован под первый поезд Московского метрополитена, который состоял из вагонов типа А. Создан по специальному заказу на предприятии-производителе (Метровагонмаше), изготовлен на основе модели 81-717.5М/714.5М, однако получил своё цифровое обозначение — 81-717.5А/714.5А. Запущен на Сокольнической линии 15 мая 2010 года, в день 75-летнего юбилея московского метро. Руководством метрополитена и некоторыми СМИ данный поезд был представлен как «точная копия поезда 30-х годов», что действительности не соответствует.
Единственный состав в Московском метрополитене, который был преднамеренно не оснащён Wi-Fi-доступом.
«Поезд Победы»
Был запущен на Серпуховско-Тимирязевской линии 22 апреля 2015 года под первоначальным названием «70 лет Великой Победы». Каждый из вагонов поезда знакомил пассажиров с одним городом-героем России. Внутреннее оформление вагонов включало документы, фотохронику, плакаты и газетные вырезки военных лет. Эксклюзивно для этого состава все голосовые объявления станций были записаны Иосифом Кобзоном.
В качестве подвижного состава используются вагоны 81-760А/761А/763А «Ока» со сквозным проходом.
«Полосатый экспресс»
Запуск версии поезда состоялся 29 июля 2019 года на Серпуховско-Тимирязевской линии. В вагонах тематического состава представлены данные об охране природы, о научных исследованиях, книгах, фильмах, статьях в газетах и журналах, посвященных амурскому тигру, об обучающих мероприятиях и экологических курсах, которые проводят в России. Планируется, что поезд будет курсировать в течение полугода. В качестве подвижного состава используются вагоны 81-760/761 «Ока».
«Олег Табаков»
Запуск поезда состоялся в ночь с 12 на 13 сентября 2019 года на станции «Сухаревская» Калужско-Рижской линии. В вагонах поезда представлена информация по ключевым моментам творческого пути Олега Табакова. Пассажиры смогут подробнее узнать о семье артиста, спектакле «Матросская тишина», с которого началась большая жизнь театра, о самой «Табакерке», появившейся в подвале, о новой сцене на Малой Сухаревской площади, а также об Олеге Табакове как режиссёре и наставнике, об учреждённой им премии. В оформлении также использованы редкие архивные снимки и кадры из кинофильмов с участием актёра. В качестве подвижного состава используются вагоны 81-717.5М/714.5М.
«Новогодний поезд»
Также хотелось бы немного сказать об одном поезде, который находится на хранении, однако какой год мы можем увидеть его на линиях метро. Речь идет о Новогоднем поезде.
Первоначально курсировал по Кольцевой линии с 28 декабря 2016 года по 15 января 2017 года. Вагоны новогоднего поезда были украшены изображениями красногрудых снегирей, ветвей ели, утонченными снежинками и надписью «2017». 6 января, в канун Нов, один из вагонов поезда был заменён на новый, посвящённый наступлению главного христианского праздника. В качестве подвижного состава использовались вагоны Еж-3/Ем-508Т, и это был единственный поезд данной модели на линии. 3 февраля 2017 года поезд был отправлен на хранение в депо «Митино» до следующего Нового года. 31 декабря 2017 года на открываемой станции «Ховрино» поезд снова был запущен в эксплуатацию уже на Замоскворецкой линии. Для обеспечения работы на линии в состав были вцеплены два дополнительных промежуточных вагона с идентичным оформлением. 9 января 2018 года поезд вновь был отправлен на хранение до следующего Нового года. С 29 декабря 2018 года по 14 января 2019 года и с 24 декабря 2019 года по 8 января 2020 года поезд эксплуатировался на Таганско-Краснопресненской линии.
Приятно видеть такие составы посреди обычных ничем не примечательных остальных. Когда-то их было намного больше, но по некоторым причинам многие из них перестали существовать, и остались лишь те, о которых я Вам рассказал.
Благодарю за внимание.