Обнуление Конституции – мина замедленного действия
В марте 2018 года ныне действующий президент РФ Путин В.В. был избран на свой пост в четвертый раз за свою карьеру и второй раз подряд. В силу ч.3 ст.81 ныне действующей редакции Конституции РФ одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.По этой причине даже теоретически после 2024 года возможность остаться у власти у него стала отсутствовать без каких-либо кардинальных изменений в политико-правовой жизни страны. Несмотря на неоднократные официальные заявления Путина о том, что третий раз подряд он переизбираться не намерен (например, на слете молодежи на оз.Селигер 31.07.2012 г.) все его дальнейшие действия свидетельствовали об обратном. Тем более что неоднократные публичные высказывания Президента о не допустимости повышения возраста выхода на пенсию, о том что «…пока я президент такого решения принято не будет» (цитата из прямой линии 2005 года) на поверку оказались обыкновенным враньем.
В коридорах власти задумываться над этим уже начали непосредственно сразу после избрания его на должность, поскольку эта кандидатура национального лидера устраивала основную часть Российских «элит». Более подробно об этом рассказывает известный журналист и политолог Дмитрий Запольский.
Путиным изначально рассматривались несколько различных вариантов решения данной проблемы.
Первый сценарий (так называемая «операция преемник»), успешно реализованный в 2008 году, связанный с временным «назначением» на должность президента Медведева Д.А., был отметен практически сразу. Во-первых,одновременно с рейтингом Путина стремительно снижался и рейтинг доверия Медведеву, а в свете последних событий к 2024 году он мог бы приблизиться к нулю. Иной надежной кандидатуры, которая, имея достаточную популярность в массах и у элит, могла бы гарантировать в 2030 году «comeback»поста верховного правителя, по-видимому,не нашлось. Нужно еще понимать, что Путину в 2030 году должно будет исполниться 78 лет, а, пробыв у власти целых шесть лет, у «временного президента» наверняка появится соблазн не уступить кресло (точнее трон).
Всерьез, и довольно долго рассматривался второй сценарий – объединение с Белоруссией по типу нового союзного государства с Путиным во главе вобмен на дешевый российский газ, накопленные долги, зависимость от российского рынка и другие подобные плюшки. Однако встреча в Сочи 07.12.2019 г. поставила в этой затее точку. На это указывают ряд независимых исследователей и политтехнологов. Например, обозреватели «Новой газеты» Виталий Шкляров (https://novayagazeta.ru/articles/2020/02/22/84039-a-belorusov-sprosili) и Ирина Халип (https://novayagazeta.ru/articles/2019/12/08/83060-samovar-i-salo-vmesto-integratsii), а так же издание Bloomberg (https://www.rbc.ru/politics/12/02/2020/5e43e4e39a7947b952587e0c) и РБК.
Третий и четвертый сценарии (четвертый сценарий внедряется параллельно с третьим как вариант «б» на случай срыва третьего) уже были разработаны в начале 2020 года как своего рода спецоперация. С этой целью необходимо было некоторым образом внести изменения в конституцию (точнее в 81 - ю её статью). Поскольку последние 2 года рейтинг доверия Путину у населения стремительно падал и в конце мая уже достиг исторического минимума (этот факт подтверждает даже про властный ВЦИОМ), то совершенно открыто и гласно в 2020 году, это будет сделать уже невозможно. Фокус с изменениями в ч.3 ст.81 Конституции РФ, связанный с продлением полномочий президента с 4 - х до 6-тилет, довольно безболезненно получившийся в декабре 2008 года, в начале 2020 уже не прошел бы. Рейтинг его доверия у населения снизился за это время более чем в 2 раза и продолжает снижаться. Тем более Путин сам неоднократно официально заявлял, что избираться на третий (по факту пятый) срок он не намерен. Четвертый сценарий это по сути вариант, связанный с созданием такого органа государственной власти как Госсовет с Путиным во главе. Придание ему Конституционной значимости было реализовано внедрением данного органа в поправки к Конституции. Но об этом немного позже.
Первым этапом спецоперации, чтобы «запудрить» электорату мозги и навести «тень на плетень» было внесение в Государственную Думу РФ Президентом Путиным 20 января ряда поправок.Это было первым существенным нарушением действующей Конституции и Федерального закона "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" от 04.03.1998 N 33-ФЗ. Например известный юрист, профессор, кандидат юридических наук Е.П.Дубровина усмотрела (более подробно https://www.yabloko.ru/files/users/user3/const_legal_opinion.pdf) в данном законопроекте 8 значительных блоков нарушений. Это:
1) нарушение процедуры принятия поправок;
2) отсутствие обоснования необходимости поправок;
3) отсутствие взаимосвязи поправок;
4) неконституционность поправки об ограничении избирательных прав и права на равный доступ к государственной службе;
5) неконституционность поправки, содержащей положения о местном самоуправлении;
6) неконституционность поправки о перераспределении полномочий и новых конституционных полномочиях федеральных органов государственной власти.
7) неконституционность придания конституционного статуса Государственному Совету Российской Федерации;
8) неконституционность изменения соотношения положений международного права и российского законодательства.
Зачем Президент пошел на очевидные для любого юриста фундаментальные нарушения Закона? Ответ для меня очевиден. В создавшейся ситуации удержать власть в своих руках, не нарушая закон,уже невозможно. Что говорит на эту тему Уголовный Кодекс РФ …действия, направленные на …насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (статья 278).
По этой причине для окончательной квалификации состава данного преступления со стороны заинтересованных лиц необходимо всего одно действие – применение насилия, например, жесткий разгон митинга,организованного против указанных поправок.
Всего было внесено более сорока поправок практически во все главы Конституции (с 3 по 8), изменение содержание которых не предусматривает особого порядка. 1, 2 и 9 главы КонституцииФЗвозможно изменить (ст.135 и 136 Конституции РФ) исключительно путем созыва Конституционного Собрания и (или) при проведении всенародного голосования (референдума). Конституционное собрание созывать никто не собирался да и выносить указанные поправки на всенародное голосование тоже. Поскольку ч.3 ст.135 Конституции РФ предусматривает минимальный порог 50 % не только проголосовавших за поправки, но и явки для голосования,то для принятия поправок необходима их поддержка минимум у 25% населения.
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ имеет такое наименование «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (далее по тексту – «Закон о поправке») содержит следующие изменения:
1) об ограничении конституционных прав граждан,
2) об объединении органов местного самоуправления и органов государственной власти в единую систему органов публичной власти,
3) о перераспределении полномочий и наделении новыми конституционными полномочиями федеральных органов государственной власти,
4) о придании конституционного статуса Государственному Совету,
5) об изменении соотношения международного права и российского законодательства;
6) о социальных гарантиях.
Таким образом, наименование «Закона о поправке» не отражает общую суть всех поправок, и самое главное подвергшаяся изменению практически половина конституции состоит из шести никак друг с другом не взаимосвязанных положений. Исходя из этого, необходимо было принимать не один «Закон о поправке» а целых 6.
Более того, большинство поправок, во-первых, мягко говоря, «лукавые». Например, в статью 67 добавлена частью 2.1 …Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.Именно включение в текст Конституции фразы за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствамив принципе допускает передачу иностранному государству куска любой сопредельной территории Российской Федерации и одновременно оправдывает действия Путина по передаче Китаю двух островов на Амуре в 2005 году «Тарабарова» и «Большого Уссурийского» в рамках демаркации территории.Лукавость поправки о гарантировании минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума подробно описывает в своем видео обращении «Путин закрепляет бедность в Конституции» М.Б.Ходорковский (https://www.youtube.com/watch?v=uozqNaAt9bs).
Во-вторых,множество поправок не требуют закрепления в Основном Законе, а могут быть урегулированы обычными Федеральными Законами.
И наконец, самое главное, в чём видится в будущем наибольшая опасность от принятия многих поправок. Они вступают в жесткое противоречие с фундаментальными главами Конституции РФ, составляющими её основу (1, 2 и 9). Подробно описывает данные противоречия Е.П. Дубровина в разделе 8 экспертного заключения от 25.03.2020 № 2 по Закону РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» и по оценке его Конституционным Судом РФ в Заключении от 16.03.2020 (https://www.yabloko.ru/node/41885)
Реальные поправки с социальным уклоном предлагал, например, лидер левого фронта Сергей Удальцов (10 народных поправок в Конституцию: https://echo.msk.ru/blog/udaltsov/2580610-echo/). Правда, кто же его будет слушать. Их принятие однозначно означает лишение почти всех олигархов их имущества и денег.
В дальнейшемв течение 40 дней, вплоть до 10 марта началось общественное обсуждение законопроекта о поправках,и была запущена процедура принятия в первом чтении.
10 марта на очередном заседании Государственной Думы 83-х летняя первая женщина-космонавт Валентина Терешкова предложила «обнулить» все президентские сроки для ныне действующего президента после принятия поправок. При этом весь текст выступления был сбивчиво зачитан «Чайкой» с листа. Этим самым был дан стремительный старт началу второго этапа спецоперацию по установлению несменяемости действующей власти. В заседании Думы был объявлен перерыв для консультаций с президентом. Путин прибыл в думу уже через 40! минут, где также читая по бумажке заранее подготовленный текст,заявил, что с предложением по обнулению согласен, но только с условием дачиКонституционным Судомположительного заключения, и если народ поддержит данную поправку. В этот же день «с голоса», используя едросовское большинство, были приняты поправки во втором чтении, в том числе и касающиеся «обнуления» президентских сроков и гарантий неприкосновенности Путину после прекращения полномочий.
Вся дальнейшая процедура узаконивания поправок была запущена стремительно и в авральном режиме. Всего за 6 дней законопроект был принят в оставшихся двух чтениях, одобрен советом федерации и региональными парламентами, подписан президентом. После этого президент,как и обещал, направил запрос в Конституционный Суд и этим судом уже 16.03.2020г. попоправкам было дано положительное заключение.
Относительно «конституционности» заключения Конституционного Суда исчерпывающие выводы сделаны многими опытными юристами. Например, той же Дубровиной Е.П. и Сасовым К.А. (https://www.alpinabook.ru/authors/12169/).
По моему убеждению, за эти 6 дней при помощи органов законодательной и судебной ветвей власти нашей страны конституция была не обнулена (как сам президент) а просто изнасилована.
Однако чередой неправомерных действий власти сами загнали себя в правовую ловушку. Одна ложь порождает другую ложь. По заявлению главы Центризбиркома Памфиловойпоправки в конституцию уже легитимны, так как одобрены всеми необходимыми субъектами. Вряд ли это заявление было сделано по незнанию, скорее всего она является осознанным участником процедуры «обнуления».
Так в чем ловушка? Действительно с вышеуказанным33-ФЗ никакой дополнительной процедуры в виде непонятного всенародного голосования для принятия поправок не требуется. Для их принятия не нужно и заключения Конституционного Суда РФ. Более того Конституционный Суд не мог давать никаких заключений по данному вопросу в силу положений ФКЗ РФ №1 «О Конституционном Суде РФ». В статье 71 указано единственно возможное Заключение – о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (все по Фрейду).Но Путин сам придумал, что …статья 1 настоящего Закона (закона о поправках) вступает в силу со дня опубликования результатов общероссийского голосования …в случае, если предусмотренные ею изменения получили одобрение в ходе общероссийского голосования (ч.4 ст.3 .№ 1-ФКЗ от 14.03.2020 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»), а статья 1 как раз и содержит текст всех поправок.
Таким образом, вопреки широко распространенному мнению, что общероссийское голосование уже ничего не решит, это не так. Изменения в Конституцию еще пока не вступили в силу.
Теперь мы пришли к самому главному, - к названию статьи. Почему «мина замедленного действия». Скорее всего, затею с внесением в Закон о поправке всенародного голосования уже весной 2020 года Путин отверг бы. Поскольку два очень серьезных фактора экономической и социальной жизни страны очень сильно повлияли на его рейтинг. Это значительное падение мировых цен на нефть и пандемия короновируса.
По оценкам «Левада-Центра» в конце мая его рейтинг доверия составлял около 25%. В действительности возможно еще ниже. По этой причине если бы голосование проводилось с соблюдением всех законных процедур, то был велик риск не набрать необходимый кворум для одобрения поправок. Таким образом, 23.05.2020 в экстренном порядке Дума принимает ряд изменений в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" значительно упрощающих процедуру голосования и одновременно сводящих практически на нет возможность общественного контроля за ходом выборов (это и дистанционное электронное голосование, досрочное надомное голосование, голосование по почте, отсутствие наблюдателей от партий).
1 июня 2020 года Президент, наконец, объявил о дне голосования, назначив его на 1 июля 2020 года. И тут получается патовая ситуация. С одной стороны, с учетом мягко говоря недостаточно высокого рейтинга Путина набрать более 50 необходимых процентов без масштабных фальсификаций уже невозможно.
Для воплощения в жизнь этих фальсификаций необходима активная помощь сотен тысяч, если не миллионов людей, членов различных избирательных комиссий. Как мы знаем по большей части это учителя и преподаватели. В свете последних событий я не уверен, что они будут в этом заинтересованы. Во всяком случае, фальсификации будут столь масштабны, что скрыть их будет невозможно. Это однозначно приведет к волне массовых протестов и неизбежно вызовет реакцию власти, связанную с применением насилия (состав преступления сформируется окончательно).
С другой стороны, если все же махинации с голосами не приведут к желаемому результату, то он по факту уже не Президент.