Чтобы не писать одно и тоже в комментариях напишу это один раз здесь. Всё нижесказанное относится к УАЗ Патриот и/или УАЗ Пикап.
Сравнение с другими машинами
Машины УАЗ по техническому уровню находятся в начале двухтысячных. С одной стороны старый двигатель, который (конструктивно) обладает хорошим ресурсом, но его металлоёмкость является оборотной частью надёжности. Тяжёлые детали поршневой группы и конструкция конца девяностых никогда не позволят ему потреблять менее 12 литров 92 только при движении в экономичном режиме (60-80км/ч, равномерное движение без обгонов, по ровной дороге). С другой стороны его поршни имеют мало шансов прогореть или повернуться при соблюдении условий эксплуатации. Цепной ГРМ требует больше усилий для приведения его в неисправное состояние, но на него сложнее прикрутить изменение фаз, а значит, что существенную часть времени двигатель работает неоптимально. Однако хороший контроллер (Bosch 17.9.7) позволяет добиться надёжной работы двигателя. Если мы посмотрим на конкурентов, то увидим облегчённые поршни, коленвалы и прочие изыски, приводящие к снижению ресурса ровно к окончанию гарантии. Или мы увидим тяжёлые, мощные двигатели, жрущие 95 как не в себя. Чудес не бывает. Физику, а в особенности термодинамику с механикой не обманешь. Двигатели семейства 409 должны были стать двигателями для «рабочих лошадок», но в связи со спором хозяйствующих субъектов (Группа ГАЗ купила УЦЗ и Северсталь Авто купила ЗМЗ) и недоработками этого не случилось. И теперь на продукцию ГАЗ ставят Evotech (в девичестве УМЗ-417, восходящий к ГАЗ-21), а на УАЗ стали ставить 409, который вырос из 405 (история развития которого начинается с 24д от ГАЗ-24).
Конструкция УАЗ, местами, архаична, но (конструктивно) надёжна. УАЗ – это идеальная машина для России, с её непредсказуемыми дорогами. Рамная конструкция и удачное расположение агрегатов позволяет пробираться просёлочными дорогами и не только, но она же сильно мешает при езде по асфальту. Угол кастора на первых сериях близок к 0 и это сделано не просто так. Это защита от автоколебаний передней подвески, которые возникают при касторе +5. Нулевой кастор снижает комфорт на асфальте, но повышает комфорт там, где асфальта нет.
А теперь давайте сравним цены на новые рамные машины похожих размеров. Разница в цене (на момент написания) от полутора до двух раз. Рамных китацев в продаже не было, но они стоят «всего лишь» в полтора раза больше. Цена на УАЗ и так высокая, но заплатить в два раза больше за более современную машину? Такой выбор доступен не только лишь всем.
Теперь подумаем про подержанные машины, цена которых близка к новому УАЗу. Не знаю как где, а в нашем райцентре такие машины продаются изрядно ушатанными. И купив, к примеру, Toyota Land Cruser надо вложить в него ещё полстолько, чтобы он стал полностью функционален. Я имел опыт реанимации Волги и Москвича. И с огромным прискорбием сообщаю, что у меня тогдашнего банально кончились деньги на запчасти и ремонт. А запчасти были не в пример доступнее и работа в таксопарках была недорогой. Но я не мог ездить на неисправной машине, а починить всё лично не вышло.
Ну ок. Вы решились и купили свежую иномарку. И ругаете УАЗ за дорогое обслуживание. Так вот. По старому регламенту за очередное ТО (каждые 10000) УАЗа вы должны были занести 20000+ рублей. Но что вы получали за эти деньги? А практически полноценное обслуживание с заменой изношенного. Ну или должны получать, потому что автослесари, как и все люди, ленивы и хитры. Сейчас, по новому регламенту УАЗ вы должны заезжать на СТО раз в 15000 и оставлять 7000+ рублей. За это вы получите замену масла и диагностику! Новый регламент – это кристально чистый маркетинг. Начнём с того, что масло в любом двигателе надо менять раз в 10000. И это минимальный интервал для хороших условий. А у нас, в России, условия от умеренно плохих до ужасных, а значит масло надо менять чаще. Ну и сравним это с ТО для Toyota Hilux, за которое вы заплатите 17000+ рублей. И получите замену масла с диагностикой. А потом будете смотреть на список рекомендации и много думать где взять столько денег. Или как продать машину, пока она ездит.
Модернизация
УАЗ активно работает на конструкцией Патриота, но к сожалению, только в сторону удешевления. Вот форсировали они 409 со 128 до 150 лошадей, а сцепление поменять "забыли"! А значит сцепление у опытного водителя сгорит не к 50000-60000, как раньше, а к 30000-40000. И уж лучше не думать про неопытных. А это стоимость сцепления в сборе + работы по замене (со снятием коробки). И есть ещё много менее ярких примеров, типа экономии на буксировочных проушинах, датчиках двигателя и тому подобных раздражающих мелочах. Зато свистелок и перделок невертели по самое не балуйся! И если 2DIN магнитолу ещё можно принять, заменить и простить, то глючный переключатель электрораздатки, который может неожиданно включить полный привод на 120 км/ч, вызывает исключительно нецензурную брань. Так что, на моё мнение, УАЗ стоит брать только с автоматом (чтобы, как минимум, сэкономить на сцеплении).
Новый регламент не оставляет белоручкам места за рулём УАЗа! Или вы белоручка и у вас много денег, или вы что-то знаете и умеете. Это машина для тех, кто умеет крутить гайки и пользоваться тестером. Умение выполнять крупноузловую замену сэкономит вам деньги, время и нервы. А конструкция машины, несмотря на усилия завода, всё ещё позволяет самому менять не только лампочки. Неумехи на такой машине далеко не уедут, а те кто умеет, оценит фразу "УАЗ никогда не убит, но всегда ранен".
Причины
Завод, как и любое капиталистическое предприятие, стремится к прибыли любой ценой. А значит «эффективные минетжеры» будут резать расходы любой ценой. Если для снижения стоимости машины на 1 рубль надо разогнать инженерный центр – это будет немедленно сделано. Никаких исследований, никаких инвестиций в будущее. Только новые станки вместо развалившихся старых и рацпредложения, направленные на удешевление продукции.
Качество сборки страдает от низкооплачиваемых рабочих? Это неразрешимая проблема. Завезти китацев/вьетнамцев/таджиков задёшево – не получается. Платить рабочим больше нельзя – ведь это уменьшит прибыль.
Качество сборки страдает от некачественных деталей? Надо купить такие же в Китае. Качественнее они от этого не станут, но «качество» станет стабильным! Никаких инвестиций в местное производство! Это же снижение прибыли! Поэтому вместо арзамасских агрегатов пошли сначала корейские, а потом китайские и индийские. Поэтому вместо нормальных подшипников ставят любое китайское, подходящее по размерам.
Следствия
Из-за подобных неразрешимых противоречий руководство завода принимает совершенно идиотские, с точки зрения диванных экспертов, решения. И боюсь, что мы доживём до того момента, когда вместо большого рамного внедорожника мы, за те же деньги, сможем получить от завода только компактный кроссовер. Потому что покрасочные камеры купленные у китацев за копейки не смогут вместить кузов нормальных габаритов, потому что у китайцев нет нормального металла и подшипников, потому что всё остальное очень дорого. Завод уверенно и неуклонно движется к своей смерти. Спасти его может только чудо, на которое все мы, УАЗоводы, надеемся.