Найти тему
Shooomer-san

Число Данбара и общественные институты

Оглавление

Говоря о общественном устройстве, многие не учитывают такое понятие, что человек, в целом, неспособен ментально заботиться о толпе людей и воспринимать их как своих - в конце концов, есть эмпирические пределы.

Однако, как-то надо строить приличные общины и государства. Как это работает?

Оригинальный ролик: https://www.youtube.com/watch?v=5DZj0b--0SY

Число Данбара

Существует такое понятие - число Данбара.

Число Данбара – это эмпирически проверенный предел контактов человека. В среднем, он равняется 150 знакомым/друзьям/родным. Предел объясняется тем, что именно с таким количеством людей средний человек может поддерживать отношения, построенные на сопереживании, эмпатии, то есть дружбу, вражду, поддержку и другие сильные эмоции. Остальные люди, при этом, существуют лишь как сила природы или животные, не являясь разумными переживающими существами – по факту, NPC (не управляемый игроком персонаж, который способен давать задания и даже рассказывать истории, но не оцениваемый как "свой" - декорация для антуража, фактически).

Наиболее распространённое разделение по числу Данбара. Вместо 230 можно подставить любое число.
Наиболее распространённое разделение по числу Данбара. Вместо 230 можно подставить любое число.

Самый лучший пример - это всеми любимая присказка о голодающих детях в Африке или животных на ферме. Большинство людей, конечно, может погрустить от смерти очередного африканского ребёнка - но, давайте честно (ничего зазорного в этом нет) - эта грусть будет очень недолгой и менее выраженной, ибо сочувствовать им, как своим, очень сложно физиологически и биологически - это потребует освобождения места в голове под новый контакт. Немногие, преимущественно святые, во всех смыслах, люди способны по-человечески относиться к случайным личностям как к своим.

И это нормально. Более того - это служит естественным ограничителем человеческой психики, позволяя ему не проводить бесконечность в сострадании каждому живому существу на планете, учитывая количество катастроф и трагических ситуаций, ежеминутно происходящих в мире.

Тут возникает вопрос доверия. За пределами числа Данбара доверие очень шаткое, так как больше не держится на личном сопереживании. Грубо говоря, одно дело кинуть на деньги родного, совсем другое – случайного прохожего.

149-го я кинуть не могу, он вроде как в кругу своих. 150-го - будет сложно. А 151-го я кину и забуду на следующий день.
149-го я кинуть не могу, он вроде как в кругу своих. 150-го - будет сложно. А 151-го я кину и забуду на следующий день.

И всё бы ничего, но доверие очень нужно, иначе невозможны большие проекты, где надо условных человекоединиц числом больше родовой общины.

Говоря об общинах и племенах - племя это те самые 150-200 человек, а дальше происходит дробление на две новые ветви. И эти ветви могут проиграть в борьбе за ресурсы, если будет численный перевес у вражеской стороны, которая перешла в стадию племени-конфедерации, где несколько родовых общин слились в фратрии взаимными браками.

И...да, в таких структурах уже можно наколоть или пренебречь интересами "недостаточно знакомого" члена по племени. Тут возникает нужда в понятиях - правилах отношения с наказаниями и поощрениями, и старейшинами, хранящими традиции и генеалогии.

Тирания

Суть то в чём - тиранить кого-то внутри своего числа Данбара очень сложно, тиранить сразу нескольких невозможно. Тиранить своих может преимущественно только социопат, у которого биологически отбита эмпатия, число Данбара стремится к нулю - и такие люди встречаются достаточно редко, если не уходить в эмоции и скулить про гнилой мир.

Поэтому тирания среди "своих" в племенах встречается очень редко - это уже "выродки" более крупного коллектива с соответствующими вырожденческими институтами. Однако, при размере коллектива в более чем 200, появляется разделение на "своих" и "менее своих", чьи интересы и ценности менее важны.

Вроде выглядят едино и дружно - но если добавить ещё человек 150, появятся первые отщепенцы.
Вроде выглядят едино и дружно - но если добавить ещё человек 150, появятся первые отщепенцы.

Как же можно "исправить проблему" - иными словами, формировать крупные коллективы с малой долей тирании?

И тут выходят институты, о которых ранее. Те самые «понятия» о совместном выживании и правилах внутри общины.

  • Прогрессивные институты способствуют безопасности и приумножению богатств людей, подписавшихся под ними.
  • Деградантские – к вырождению и дестабилизации. Поддерживающие деградантские институты так же вырождаются морально и физически, как и их верхушка - морально (когда у холопов кончаются ресурсы, элита жрет их друг у друга) и физически (свои ослабели - их смели чужие, еще не такие опущенные, а то и вольные.

Кто дает институты? Культурный герой. Сопереживая образу культурного героя, ты принимаешь его "понятия" как свои, а не как случайный бред. Однако, при этом надо донести до максимального числа членов коллектива роль и харизму культурного героя, чтобы они жили по спущенной этим героем культуре. По логике, существует и культурный антигерой – подключающий к своему образу людей и при этом продвигающий деградантские институты.

При этом с определенной численности населения постоянно обновлять и контролировать "прошивку" членов полиса становится все труднее. Если кто-то не разделяет общие институты, он подключится к "не общим" или изобретет свои. Конфликт институтов приводит к разделению и выходам:

  1. Разделение, как при родовых племенах. Излишек добровольно-принудительно садят под парус/на коней и дают им пинок под зад на вольные хлеба. Живите как хотите, только подальше.
  2. Угнетение. Один проиграл, другой победил. Победитель получает больше ресурсов от проигравших, что даем ему силы перетереть еще больше "лохов", что дает больше ресурсов... получаем царей и опричников, неизбежно формируется разделение на «свою ОПГ» - те самые 150 человек по Данбару и остальное "стадо" для стрижки.

Однако, может появиться мысль, что это всё применимо лишь к "древним временам" - то, что когда-то было.

И это не так.

Современность

И мы уже переходим к современности, когда расширение не ограничивается одними театрами и говорунами, а со всеми прелестями в виде печатного станка, телеграфа, радио, телевидения, интернета - иными словами, способы распространения информации. Всё это позволяет "подключить" к правильным институтам и соединить между собой куда как больше людей. Число Данбара от этого не растет, но скажем так, коллектив деградирует в тиранию медленнее и можно ставить эксперименты с ростом числа граждан.

Когда-то, чтобы продвинуть мысль в массы, нужно было организовать целое представление - сейчас это делают одним твиттом.
Когда-то, чтобы продвинуть мысль в массы, нужно было организовать целое представление - сейчас это делают одним твиттом.

В свою очередь, когда интернет и смартфон в каждом кармане, можно создавать свои глобальные кантоны - а именно, общины, распределенные по планете, но не теряющие связи и единства культуры благодаря глобальным телекоммуникациям. Работающие как узлы в распределенной сети и с общими понятиями, способные доверять друг другу и кооперироваться в проекты от миллиона без принуждения, на инициативе - достаточно стандартная схема, всевозможные мировые проекты вроде GitHub существуют длительное время.

Через общедоступный интернет гуманитарии могут "обновлять прошивку" кантонам в любой момент любой по численности аудитории, так что деградация прогрессивных институтов в деградантские идёт не так быстро. Чем больше технологии связи позволяют подключить людей к "культурным героям" и их прошивке, тем больше людей могут выбрать выгодные лично им институты.

Однако, тирании тоже могут стать планетарными. Железные дороги, пароходы, автомобили, самолеты, в будущем какие-либо челноки или ракеты - это, в свою очередь, способ быстрее грабить и вывозить награбленное. Таким образом формируются ультра-тирании, обречённые на саморазрушение с деградацией науки по всему земному шару.

Сдерживается это планетарными "понятиями", когда уже не очень выгодно стало грабить самих себя или соседей - прилетает ответочка от мирового гегемона (вставить название страны в зависимости от мировой ситуации) и сопереживающего "мирового сообщества" (снова вставить название стран, входящих в мировое сообщество), этой протоплазмы будущих глобальных кантонов под глобальными институтами.

Выводы

А вот появляется вопрос - какие итоговые варианты у всего этого цирка?

  1. Человечество разделится на общины по 150-200 человек в каждом (такие родовые племена с технологиями) - и, в оптимстичном ключе, должно суметь забороть попытки грабежа и расчленения общин в серую атомизированную массу, не теряя структуры и демократии общин, путем распределенной координации через интернет под эгидой общих прогрессивных институтов.
  2. Победа всемирной тирании - 150-200 тиранов по числу Данбара, которые грабят семь миллиардов атомизированных рабов до следующей планетарной катастрофы. Разумеется, средства объединения вроде интернета будут для масс нивелированы, а возможности объединения и соединения между собой сильно урезаны.

Примерно так можно посмотреть на теоретическую ситуацию в мире.

А если тебя, читатель, заинтересовал контент такого плана - подписывайся на мой Youtube-канал:
https://www.youtube.com/channel/UCaa3TteLvrDbUOSD2KZTxCQ
Здесь ролики на схожую тематику, а так же прочие пространные рассуждения о жизни.