Ограничения деятельности в период пандемии коронавируса негативно сказались практически на всех сферах бизнеса, в том числе и на спортивной отрасли. Все мероприятия, предполагающие значительное количество людей, оказались под запретом. При этом реализуемые Правительством меры поддержки бизнеса больше подходят для действующих организаций (фитнес-клубов, бассейнов и т.п.), а не для инвестиционных ГЧП-проектов.
Руководитель направления юридической поддержки ООО «Консалт-Технология» Ирина Митина рассказала о том, как пандемия сказалась на создании спортивной инфраструктуры и какие механизмы существуют для привлечения средств в ГЧП-проекты в этой сфере.
Закономерным итогом вводимых из-за коронавируса ограничений в стране стало включение всей физкультурно-оздоровительной деятельности (коды ОКВЭД 93, 96.04) в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от пандемии. Напомню, что к основным мерам поддержки данных сфер бизнеса сейчас относятся: отсрочка и рассрочка по уплате налогов, отсрочка по платежам за аренду недвижимого имущества, мораторий на возбуждение дел о банкротстве по требованиям кредиторов, льготные кредиты на выплату заработных и на возобновление деятельности.
Указанные выше меры направлены, главным образом, на поддержание существующих предприятий и к реализации ГЧП и концессионных проектов прямого отношения не имеют. Вместе с тем, очевидно, что пандемия оказала свое влияние и на развитие инвестиционного климата в спортивной сфере.
Вот уже несколько месяцев большой объем средств бюджетов всех уровней направляется на борьбу с коронавирусом и восстановление экономики. Так, принятый Федеральный закон от 01.04.2020 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году» закрепляет возможность внесения изменений в статьи расходов без внесения поправок в закон о бюджете. В частности, в бюджетную роспись дополнительно могут быть внесены изменения:
· в случае перераспределения бюджетных средств на обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением последствий для развития отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий пандемии, а также на иные цели, определенные местной администрацией;
· в случае перераспределения средств между источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ;
· в случае получения дотаций из других бюджетов бюджетной системы.
Несмотря на то, что закон распространяет особые меры только на 2020 год, создается достаточно уникальный прецедент – изменение бюджета на уровне исполнительной власти. Кроме того, очевидно, что увеличение финансирования мероприятий по борьбе с коронавирусом потребует отвлечения средств от иных областей экономики, а также с высокой степенью вероятности приведет к наращиванию бюджетных дефицитов.
Предпочитают госзаказ
В сложившейся ситуации представляется, что государство выберет более простую модель государственного заказа, чем достаточно сложный, капиталоемкий и долгосрочный ГЧП-проект. Использовать инвестиционные механизмы власти предпочтут, главным образом, в приоритетных социальных отраслях и тех объектах, без которых затруднительно развитие нового строительства многоквартирных домов (ЖКХ, медицина, детские сады и школы).
При этом обеспеченность территории объектами физической культуры и спорта предусмотрена градостроительными нормами. Однако строительство спортивных залов, бассейнов, а тем более – арен и иных подобных зданий большой площади не является приоритетным направлением бюджетного финансирования. Кроме того, достаточно много спортивных объектов в неудовлетворительном состоянии находится на балансе госпредприятий и учреждений.
Инвесторы не очень заинтересованы вовлекать их в проекты, т.к. без проведения специального обследования сложно определить состояние здания, чтобы предложить проектные решения. Зачастую проще выполнить снос, чем мероприятия по реконструкции.
Публичные юридические лица также не стремятся передавать здания для ГЧП и концессии, ведь это приведет к потере объекта. Зачастую привлечение инвестора связано с определенными рисками на законодательном уровне, например, согласно ст. 18 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» движимым и недвижимым имуществом ГУП и МУП распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом. Иными словами, если бассейн – единственное имущество на балансе предприятия и создано оно ради предоставления услуг по плаванию, то вовлечение здания в проект приведет к ликвидации юридического лица.
Кроме того, государству проще предоставить целевое финансирование подведомственному обществу для небольшого ремонта по госзаказу, чем проводить длительные капиталоемкие мероприятия в рамках инвестиционного проекта.
Стимулы для инвестиций
Несмотря на достаточно трудную ситуацию в стране, существуют определенные механизмы, которые способны повысить привлекательность инвестиционных проектов в сфере спорта.
В частности, предусмотреть платежи из бюджета только после непосредственного ввода объекта в эксплуатацию, то есть первоначальные инвестиционные вложения будут за счет собственных или кредитных средств инвестора. Конечно, это может сделать проект дороже, однако это даст публичному партнеру время на то, чтобы укрепить экономику после пандемии и спланировать расходы в будущих периодах. Например, для защиты интересов инвестора в связи с долгосрочным планированием можно закрепить объемы финансирования в госпрограмме.
В проектах с высокой доходностью можно распределить прибыль между частным и публичным партнерами. Этот механизм можно сочетать с минимальным гарантированным доходом. Например, если инвестор получил прибыль менее запланированного объема, то государство доплачивает дельту, а если больше указанной в соглашении величины – часть сверхдохода идет в бюджет.
Также возможно предусмотреть участие государства в финансировании только инвестиционных затрат. Расходы на эксплуатацию инвестор сможет покрывать за счет доходов на операционной стадии. При этом в качестве дополнительных источников доходов можно использовать различные виды платных услуг, профильные магазины и кафе, но они не должны препятствовать основной эксплуатации.
В рамках ГЧП можно использовать модель, при которой инвестор только строит объект и осуществляет его техническое обслуживание, по сути, это сходно с госконтрактом на подряд и ремонт. Целевую эксплуатацию будет осуществлять подведомственное ГУП или ГУ, что позволит сэкономить на эксплуатационных расходах, т.к. финансирование обществ с публичным участием, как правило, осуществляется в более скромных объемах, чем по инвестиционным проектам.
Кроме того, пандемия не отменяет документы долгосрочного стратегического планирования. Речь идет о федеральном проекте «Спорт – норма жизни» (нацпроект «Демография»), Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», а также ряде региональных и муниципальных программ, которые направлены на развитие спорта. Поставленные в них задачи и заложенные на их реализацию средства дают стимул и создают условия для развития спортивной инфраструктуры, в том числе с помощью механизмов ГЧП.
Больше мнений и новостей о рынке инфраструктуры и ГЧП на платформе «РОСИНФРА» и в нашем телеграм-канале!