На написание этого текста меня сподвигла реклама на Youtube, герой которой заявил, что для подготовки к экзаменам не нужны репетиторы, а достаточно любви родителей и стакана молока. Я не шучу. Кто пока не видел, тот, уверена, скоро насладится. А поскольку тема отношений "школа-репетиторы" является довольно спорной, выскажу своё мнение о.
Первое и самое главное: дети бывают разные. И семьи бывают разные. И школы, и репетиторы. И каждая конкретная система, составленная из данных элементов, имеет собственное оптимальное решение, которое с высокой вероятностью не подойдёт другим. Тем не менее, я довольно часто натыкаюсь на несколько тезисов, которые хотела бы прокомментировать.
Если учитель нормальный, то его ученикам не нужны репетиторы
Самое очевидное возражение: далеко не все дети регулярно ходят в школу и встречаются с этим "нормальным" учителем. Кто-то болеет, кто-то прогуливает, кто-то пропадает в художественной школе. Когда в среднем ты бываешь на одном уроке из трёх, то какое бы шикарное объяснение там не предлагалось, ты перестанешь понимать происходящее очень быстро. Выходов из такой ситуации может быть несколько, но репетитор - один из них.
Во-вторых, данное утверждение основывается на представлении о том, что хороший учитель - хороший для всех. Это байка из серии, что всем идут чёрные водолазки или что все любят "Звёздные войны".
Учитель - человек со своими особенностями. У каждого учителя свой подход к подаче материала, к организации работы в классе, свои чувство юмора и тембр голоса. Любая из этих вещей может категорически не подходить конкретному школьнику. Это не значит, что учитель объективно плохой, просто в данной паре педагог-ученик хороших результатов не добиться. И тут репетитор - тоже вариант.
В-третьих, бывает, что ученику нужно больше времени на усвоение материала, чем его одноклассникам. Подольше посидеть, решить больше задач, повторить правило лишний раз и т.д. Конечно, никому не хочется признавать себя отстающим, тем не менее, в любом классе они есть, увы.
Естественно, любая из этих проблем решается и без репетиторов. Можно ходить на дополнительные занятия к пресловутому "нормальному" учителю. Можно смотреть обучающие ролики самостоятельно. Можно, в конце концов, просто забить, если предмет не профильный. Но утверждать, что сам факт наличия репетиторов по предмету у нескольких учеников в классе указывает на профнепригодность педагога, довольно странно.
Бывают ли плохие учителя? Да, конечно. Бывает ли, что к репетитору обращаются из-за того, что в школе ничего не понятно? Да, конечно. Стоит ли насторожиться, если большая часть учеников данного педагога не справляется без репетиторов? Да. Но ключевое тут - большая (или хотя бы значительная) часть. Но никак не три человека на класс.
Да в школе всё равно ничему не учат, только репетиторы
Давайте проговорим неприятную правду: большинство адекватных педагогов ориентируются в работе на среднего ученика. Этот средний ученик в каждом классе будет разным. Если в 11 "А" большинству учеников нужно две минуты на то, чтобы возвести восемь в квадрат, то этот класс будут готовить к базовому ЕГЭ, и то не ко всем заданиям. Если в 11 "Б" собрались олимпиадники, то в разговоре с ними упор будет на последние задания профиля и особенности ДВИ. Отдельное веселье, конечно, начинается в 11 "В", в котором есть и те, и другие... Но не будем о грустном.
Если вы - тот самый средний ученик, то скорее всего, репетитор вам особо не нужен. Выполняйте школьные задания (в том числе домашние) и будет хорошо. Если вам нужен результат по предмету выше, чем в среднем по больнице, или, наоборот, вы сильно отстаёте, - тогда репетитор нужен. Но это отнюдь не опция "по умолчанию".
Пара слов о домашнем обучении
Прежде чем меня распнут сторонники оного, оговорюсь: абзац ниже основан исключительно на моих наблюдениях. Я не особо часто сталкивалась с детьми на домашнем обучении, более того, все дети, о которых я говорю, были психически здоровыми и развитыми по возрасту. В ситуациях, когда это не так, разговор, безусловно, будет совсем другим.
Теперь мнение: лучше всего человек учится в коллективе. Конечно, лучше бы этот коллектив был небольшим (человек 6-10), но хорошо, когда он есть. В частности, это хорошо потому что у человека есть, с кем себя сравнить. У нескольких подростков, проведших значительную часть своей школьной жизни на домашнем обучении, которых я учила в старших классах, наблюдалась общая черта: они абсолютно неадекватно оценивали свой уровень знаний. Первая девочка уверенно рассказала мне на первом занятии, что её интересуют сложные задания второй части профиля... и не смогла сложить две дроби. Второй мальчик пришёл в 10 математический класс в полной уверенности, что у него с математикой хорошо, и к огромному своему удивлению завалил первый же тест по повторению в ноль... Моё предположение состоит в том, что человеку нужно видеть, как выглядят его ровесники, у которых с предметом действительно хорошо, чтобы оценить, а хорошо ли с предметом у него. А когда много лет у тебя в качестве ориентиров только кот и младшая сестра, адекватную самооценку взять особо неоткуда.
Итоги
Весь этот длинный текст подводил к мысли "думайте сами, решайте сами". Да, и пейте молоко. Если нет аллергии.