Когда я переехал работать из Санкт-Петербурга в Томск, многое, в первое время, казалось мне непонятным, особенно какие-то вещи, связанные с общением и менталитетом. Чтобы лучше понять местную культуру, посмотрел фильм «Сибириада» Кончаловского, и прочитал роман «Угрюм-река» Шишкова. О фильме расскажу в одной из следующих статей, а о романе пойдет речь сейчас.
«Угрюм-река» - достаточно популярный в СССР и в России роман-сага (а также, кинофильм) о семье сибирских предпринимателей Громовых в конце 19-го — начале 20-го веков. Одновременно с событиями, происходящими с героями романа, прослеживается жизнь России и Сибири на фоне Золотой лихорадки и роста промышленности. Не буду пересказывать роман, статья не об этом, а о том, изменилась ли жизнь в Сибири с тех времён. Приведу свои ощущения и некоторые факты, а вы делайте выводы:
- Угрюм-река — выдуманная река, но, её прототипом, по мнению большинства, является Нижняя Тунгуска. Так вот, если говорить конкретно об этой местности, то во времена Золотой лихорадки, она была, судя по описанию, гораздо лучше развита. Даже город Туруханск (в романе — Крайск) после перестройки потерял статус города и стал селом с населением 4,5 тысячи жителей. Об остальных сёлах на этой реке — Подволошино, Ербогачён, Чечуйск, думаю, вы никогда не слышали. Добраться сейчас туда ещё сложнее, чем тогда — Богом забытые места. А в те времена жизнь там била ключом.
- Периодически, в течение действия романа, горит тайга. Как раз, я читал эту книгу летом 2019 года, когда она точно также горела. Отличие одно — тогда не было китайцев и некого было обвинить. Ну и ещё тушили её всем народом и в соцсети не выкладывали.
- Очень большую часть произведения занимает описание всевозможных ярмарок, пиров, народных гуляний. Как правило, во время гулянья появляется какой-нибудь беглый каторжник, который нашел на прииске и спрятал кусок золота, теперь его пропивает, а на утро его находят убитым в реке. Либо какие-то озолотившиеся купцы угощают всё село, пир горой, дым коромыслом. Вот этого сейчас уже не увидеть. Гулянья стали цивилизованнее, на ярмарках капиталы не сколачивают, но всё-же народ их любит, и, посетив целый ряд таких мероприятий (см.мой отчёт о празднике Топора…), я вспоминал, как это описывал Шишков. Да, нет того размаха, но зато всё законопослушно. Тут уж кому что больше нравится, так каждый для себя и определит — стало лучше, или хуже. А я бы не отказался телепортироваться хоть на денёк на ту ярмарку.
- Приезжие купцы постоянно выменивают у коренных жителей меха. Обычно, при этом, спаивают их и обирают. Здесь разница в том, что сейчас коренных жителей почти не осталось. И меха не пользуются таким спросом. А о привязанности коренных жителей крайнего севера к алкоголю до сих пор знают все. Поэтому, сейчас такое, может и есть где-то совсем далеко, но в цивилизованной части Сибири такого себе не представить.
- В романе Сибирь охвачена Золотой лихорадкой. Понятно, что сейчас её уже нет. Но, постоянно кто-то мне рассказывает о чьих-то знакомых, которые, то ищут золото Колчака, то пытаются намывать золото в реках, то ходят в поисках кладов. Разница в том, что сейчас никто ничего не находит. Хотя может и находит, просто реже, и мы об этом не знаем.
- Все персонажи романа, либо их отцы и деды, попали в Сибирь одним из нескольких вариантов: 1) беглые, либо отбывшие наказание каторжники; 2) авантюристы-мошенники и бандиты, приехавшие обогатиться; 3) предприниматели в поисках выгодного места для бизнеса; 4) чиновники, переведенные сюда за какие-то проступки, либо в поисках более высокого дохода; 5) романтики-учёные, исследователи. Сейчас всё проще, Советская власть всех перемешала, разбавила эту массу комсомольцами, строителями, шахтёрами, просто переселенцами в поисках более выгодных условий труда, потом всех их оставили без работы. Времени прошло много, родословные затерялись, и теперь уже никто не разберёт, кто откуда. Например, я не отношусь ни к одной из перечисленных категорий, а зачем-то сюда же приехал)
- В романе рабочие постоянно жалуются на невыносимые условия труда. Здесь надо сделать скидку на то, что описываются времена царские, а роман издавался в Советский период, поэтому гнёт капиталистов, возможно, слегка приукрашен. Что же в наше время? Не буду примешивать в статью политику, лучше расскажу о ситуации в отдельных постах, но, на мой взгляд, не сказать, что всё сильно поменялось. Взять хотя бы шахтёров. Или вакансия водителя Газели в Кемеровской области - 6 дней в неделю по 12 часов, 28 тысяч в месяц. Или регулярные новости о сгоревших в деревянных бараках на лесозаготовках. Но ладно, сейчас не об этом.
- Фильм снимали в Свердловской области, поэтому с кадрами из фильма сравнение делать не имеет смысла. Режиссёр Ярополк Лапшин, кстати, объяснил тогда это тем, что снимать фильм в Сибири не хватило бы средств. Если загуглить поездку по Нижней Тунгуске, то можно найти немногочисленные предложения о рыбалке по цене теплохода, и по сплавам в нижней части русла реки, остальная часть считается непроходимой. То есть, повторить путь Прохора Громова сейчас не реально. А ведь сам писатель Шишков исследовал эту реку, и, говорят, прошёл её всю. Это я всё к тому, что в наше время регион Нижней Тунгуски освоен меньше и хуже, чем во времена Шишкова.
Подводя итог, сделаю следующие выводы:
- Роман «Угрюм-река» действительно помог мне понять какие-то моменты, связанные с сибирским менталитетом
- Если что и изменилось за полтора века, так это то, что в Сибири стало больше порядка и цивилизованности. Вместе с тем, ушел дух романтики. Состояние же городов и промышленности, как минимум, не улучшилось.
- Лично мне времена, описанные в романе, нравятся больше. А вам?