Найти тему
Игра в бисер

Национализм на вашей кухне.


Недавно один мой знакомый, глядя на списки фамилий и увидев там фамилию, не укладывающуюся в парадигму "ивановых, петровых и сидоровых" усмехнулся и сказал "хых, чурка". Мои глаза мягко говоря, изменились в размере. В споре, который вылился в полное непонимание собеседником моей позиции, выяснилось, что он ничего не видит в том, чтобы называть нерусских людей чурками. В его
измененном обывательском сознании это не ругательство и не оскорбление, это просто обозначение людей другой национальности. Увы, это не единичный случай. В Москве очень много приезжих.

Кухонный национализм теплым котенком свернулся у наших ног и у душ.
"Афганская девочка". Фотограф Стив Маккарри. Обложка National Geographic июнь 1985 г.
"Афганская девочка". Фотограф Стив Маккарри. Обложка National Geographic июнь 1985 г.

Не буду говорить, что многих. Надеюсь, что это не так. Чурки, хачи, чучмеки, ускоглазые, черномазые... Это лишь немногие из обозначений, которые используются по отношению к другим народам.

Да, к сожалению, никак не избежать образования национальных стереотипов, особенно когда жизнь показывает это день за днем: в сфере обслуживания - кафе, уборка, торговля, стройка - множество представителей средней Азии не самого интеллигентного вида, на улицах ходят грубые и часто некорректные в поведении к женщинам представители народов Кавказа, а Европу уж давно захватили Арабы (какая конкретно национальность - неважно. Они все для всех Арабы), а тут вот на кухнях сидим такие хорошие МЫ.

Почему мы лепим ярлыки?

На фоне складывающихся стереотипов мы четко выделяем себя. Потому что в своих глазах МЫ-то не такие, да? Мы ведь все белые и пушистые? И именно это делает нас такими особенными и "право имеющими" развешивать ярлыки на "плохие" национальности, как гирлянду на новогодней елке.

Но мы почему-то мы забыли то, чему нас учили (или должны были учить) в детстве: кровь всего лишь биологическая жидкость, которая не определяет то, хороший вы или плохой, умный или глупый, воспитанный или хам. И другой цвет и разрез глаз, тип лица и внешности не делает вас лучше или хуже кого бы то ни было. И не дает вам право называть кого-то в уничижительном тоне. Особенно если этого кого-то вы не знаете. И если этот кто-то никак не проявил себя в поведении.
И тут внимательный и дюже патриотичный (и ни разу не националистичный) читатель может воскликнуть

"Как же так?! Нашу великую русскую нацию втоптали в грязь, смешали с кучей кровей, а мы должны терпеть?!" (Трамтарарам, как водится).


Господа, где вас такому научили, что свое величие и развитие достигается через унижение других? Это все равно, что решить сделать своих детей самыми умными путем обзывания всех окружающих дураками. Нет! Это так не работает! Вас обманули. Ваш король-то голый (да здравствует Король!)

Гордость за нацию закладывается воспитанием детей и формированием культурных традиций. Взращиванием достойных сынов своего отечества, а не озлобленных детей с комплексом внешнего врага.


Немного о стереотипах.

Несколько лет назад в нашем городе проводилась весна студенческая, после которой вечером у нас было мероприятие в клубе. И не было там парней приличнее, учтивее и воспитаннее, чем парни с Северного Кавказа. Это был именно тот момент, когда я испытала глубокое уважение к культуре, традициям и людям: отношение друг к другу, к старшим, к женщинам, к делу. И тогда я утвердилась в своем понимании, что если ты увидел некультурного человека - это значит только то, что ты увидел некультурного человека, но никак не плохую нацию. И даже если ты встретишь тысячу не культурных людей одной нации - это будет лишь тысяча некультурных людей. И не больше.

Теперь про "что ж, мы должны терпеть все это"? Что "все это"? Господа? То, что люди своим трудом зарабатывают деньги на тяжелой работе, на которую бы вы за эти копейки не пошли? Или то, что таких людей становится больше именно из-за того, что это удобно работодателям?
Если вы скажете мне о том, что у "других народов" варварские традиции и обычаи, то и здесь я возражу. Это вопрос об отношении между конкретно взятыми людьми на конкретно взятой лестничной площадке или во дворе. Здесь вопрос возникает о толерантности. Или как говорят "вопрос толерастов". Я не поборник терпимости. Я сторонник уважения. И это кардинально разные вещи. Если мы говорим о терпимости - мы говорим о том, чтобы быть способным терпеть и безропотно сносить выходки других. Именно выходки, а не традиции и обычаи. Другое дело, когда мы говорим об уважении - это прежде всего понимание чужих традиций. И понимание идет через осмысление, а не принятие как данности. Это принятие разнообразия мира, но вместе с тем, это осознание своих собственных границ, которые являются необходимыми. Уважение - процесс взаимонаправленный, а не "игра в одни ворота".

Если во дворе жилого дома нельзя резать барана - это правила совместного проживания, а не проявление нетерпимости. И если кто-то не соблюдает это - значит, он проявляет неуважение. И только в этом конкретном случае вы можете указать на то, что человек неправ и вы считаете, что он нарушает ваши права, но не выходить в интернеты с возгласами "валите, чурки, в свой чуркистан". Лепить на какую-то национальность клеймо также нелепо, как и называть всех подростков пропащими, всех мужчин козлами, а всех женщин.... Ну, вы знаете.

Если вы в этой большой стране обладаете русскими ФИО и вдруг славянской внешностью, и вам по такой большой случайности не приходилось быть носителем "клейма" - то вы чертов счастливчик. Но это не значит, что его никогда на вас не повесят.
Когда сказал один знакомый "да чё ты так впряглась за этих ... ?", в голове моей всплыл отрывок фразы:

"...когда они пришли за евреями, я промолчал. Я же не был евреем...
Когда они пришли за мной, уже не было никого, кто мог бы выступить против" (М. Нимёллер)

Расскажите, как вы относитесь к этой теме, сталкивались ли вы с этой проблемой, возможно, однажды ваш взгляд на вопрос сильно изменился?