Найти тему
Юрист Андрей Петров

Новый порядок совершения нотариальных действий дистанционно.

Оглавление
Источник фото pixabay.com
Источник фото pixabay.com

Добрый день!

В своём блоге я неоднократно касался нотариальной темы. Мои постоянные читатели и подписчики об этом знают.
Большое внимание получила статья в отношении работы нотариальных контор в условиях коронавирусной пандемии.

Нотариальное сопровождение граждан вышло на новый уровень. Я говорю об электронном документообороте (ЭДО).
Он существовал и до пандемии, однако, условия вынужденной самоизоляции послужили поводом для развития данного способа передачи важной информации. Хочу напомнить, что хоть в ограничительных мерах и произошли некоторые послабления, нотариальные конторы предпочитают работать дистанционно (по возможности).

А теперь по теме статьи.

Минюст России разработал проект Приказа, определяющего порядок подачи заявления о совершении нотариальных действий удаленно.

Перечень действий определяется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года №4462-I.
В их число входят:
- принятие на хранение документов;
- передача документов;
- депонирование движимых вещей, безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг и т.д.

Для совершения перечисленных действий Заявителю необходимо воспользоваться интернет-сервисами портала Госуслуги или Единой информационной системы нотариата (Статья 34.1. "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" от 27.12.2019 г. ).

Для этого, необходимо заполнить соответствующие Заявления, а также необходимые Приложения в электронном виде.
Сервисы предоставляют все необходимые формы.

Заявление и Приложения после заполнения необходимо заверить усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) Заявителя. При этом, Вам предоставляется возможность выбора места, где нотариальное действие будет совершено.

Следующим этапом является проверка электронной подписи, и, в случае её подтверждения, передачи нотариусу Заявления и приложенных документов.
Заявитель получит уведомление о факте их получения на выбранный им электронный сервис.

Далее, все общение между нотариусом и Заявителем происходит аналогичным образом. Через портал Госуслуг или ЕИС обсуждается и предоставление дополнительных документов (в случае необходимости) или вопросы оплаты услуг.

Результатом такого взаимодействия должен стать электронный нотариальный документ, предоставленный Заявителю всё тем же способом.
В случае,
если услуга оформлена через ЕИС, то Заявитель получит ссылку на заверенный электронной подписью нотариуса документ, действительную для скачивания в течение 6 (шести) месяцев.

Однако, новые правила могут применяться не сразу.

Во-первых, они ещё не утверждены.
Во-вторых,
в случае одобрения, изменения вступят в силу не ранее 29 декабря 2020 года, потому как в этот день начнут действовать новые поправки в законодательстве о нотариате.

До новых встреч!

Ваш Андрей Петров!