Найти тему

«Кофемашина по цене однушки»: как предприниматель из Москвы потратил 10 млн рублей на запуск кафе накануне всех событий в мире

Андрей Шубин вместе со звездой КВН Александром Гудковым и другом Назимом Зейналовым создал три успешных бизнеса, но всегда мечтал о собственной кофейне. Проект Finch Coffee в центре Москвы партнеры запустили, пожалуй, в самое неблагоприятное время — накануне пандемии. Как кофейня, потерявшая 95% выручки, пережила два с лишним месяца без помощи государства?

Проект Finch Coffee Андрей Шубин вместе с партнерами запустил в разгар «пандемического» кризиса Фото Instagram / finch.coffee
Проект Finch Coffee Андрей Шубин вместе с партнерами запустил в разгар «пандемического» кризиса Фото Instagram / finch.coffee

Пальцем у виска


Все стулья перевернуты на столах, в зале горит дежурный свет, а входная дверь перегорожена столом — на него удобно ставить заказы, которые забирают курьеры и несколько отчаянных, решивших в карантин взять кофе с собой. Так сегодня выглядит — красиво и дорого — открывшееся в январе 2020 года кафе Finch Coffee стоимостью почти 10 млн рублей. От полной посадки не осталось и следа: сегодня в зале дежурит один бариста и один повар, да и они преимущественно читают книги и слушают музыку, изредка прерываясь на заказы из агрегаторов доставки.
"Семь лет назад мы с Назимом Зейналовым и Сашей Гудковым занимались совершенно другими вещами. В 2013 году мы открыли один из первых в стране барбершопов Boy Cut. Матерые предприниматели крутили у виска, услышав, что мы хотим отказывать в обслуживании женщинам, на которых, по сути, держалась вся индустрия красоты в стране, и планируем работать только с мужчинами, которым, кроме «вот тут подлиннее, а тут покороче», ничего и не нужно. Когда каждая парикмахерская стала обслуживать по 1000 клиентов в месяц, критиков стало меньше, а последователей — больше.

Instagram / finch.coffee
Instagram / finch.coffee

Boy Cut быстро стал успешной сетью, и спустя три года мы переключились на новый проект, перспективность которого тоже на момент запуска не была очевидной — спортивный клуб MSK CrossFit & Club. Вопреки сложившейся на тот момент гаражной культуре кроссфита,  сделали «дорого-богато»: на 1000 кв. м разместились просторные раздевалки с душевыми, несколько залов для занятий с большим выбором снарядов, зона единоборств и много чего другого, что делало нас уникальным спортивным проектом в самом центре Москвы, на «Красном Октябре».

Тогда, кстати, и стало понятно, что делать непопулярные вещи успешными — это, скажем так, наш профиль. Уже второй раз мы влюблялись в идею, которая не сулила ничего, кроме банкротства и суицида, и второй раз становились героями многочисленных публикаций в СМИ. Гудкову, конечно, не привыкать, а нам с Назимом приятно." - говорит Андрей Шубин в статье для Forbes.

Следующим нашим неочевидным предпринимательским шагом стало открытие кофейни по франшизе. Этот бизнес делался, как мы шутили, на сдачу. Спустя какое-то время стало ясно, что не все действия франчайзера нам нравились и далеко не всю критику франчайзер был готов воспринимать. Мы хотели (и понимали как) сделать кофейню более прибыльной, но в концепцию главенствующего бренда, к нашему удивлению, это не входило. Так стал появляться Finch Coffee.

Есть три важные для кофейного мира концепции, из которых мы решили взять, естественно, лучшее.

Первая — Starbucks. Мощнейший бренд с весьма скромным и в основном хлебобулочным выбором еды. Кофе здесь на любителя, но как там сидится! Starbucks инвестирует в интерьер и атмосферу и получает за это высшую награду: люди по всему миру готовы пить кофе, работать, проводить встречи или собеседования в этих кофейнях бесконечно.

Вторая концепция почти диаметрально противоположна. Это заведения, которые делают упор именно на кофе, но часто забывают об остальном. Например, «Даблби». В наличии все придуманные человечеством кофейные напитки, примерно 10 000 видов альтернативного молока, но вот беда: еды либо нет вообще, либо ее выбор чрезвычайно невелик (сандвич с печеньем). Бариста настолько профессионален, что на улыбку времени элементарно не хватает. Это место в меньшей степени про «посидеть» и в куда большей — про настоящий, не побоюсь этого простецкого слова, вкусный кофе.

 Instagram / finch.coffee
Instagram / finch.coffee


Остается третья концепция: сеть Аркадия Новикова Prime. Много свежей и разнообразной еды. Она готова и упакована, лежит в холодильнике перед тобой, прямо как в супермаркете. Рай интроверта: не надо ничего ждать и вступать в диалог с официантом, просто возьми, почитай, пощупай и пройди на кассу. Там же можно взять и кофе, но будет он весьма посредственным. Думаю, Аркадий и сам не стал бы спорить. В силу потоковой бизнес-модели делается напиток не «руками», а полностью автоматической машиной. Учитывая высочайшие темпы роста кофейной культуры в Москве, затащить в Prime кофемана становится почти невозможно. С «посидеть — поработать» здесь тоже есть вопросы: дешевые пластиковые стулья и белый больничный свет располагают к себе очень слабо. Это место про то, как быстро и относительно полезно закрыть задачу «обед» для сотрудников ближайших офисов.

Желание объединить плюсы трех этих подходов обошлись мне в 10 млн рублей. Чтобы в заведении «сиделось», пришлось инвестировать в интерьер (дизайн, мебель, ремонт). Тонкие сердца истинных ценителей кофе потребовали лучшего барного оборудования, где одна кофемашина может стоить как однушка в Химках. Ну а желание предлагать людям свежую и разнообразную еду вылилось в целое приключение от проработок меню (+3 кг за месяц) до оснащения собственного мини-производства. Добавьте сюда разработку дизайна упаковки еды и напитков в одном известном московском бюро и помещение на Садовом кольце - получится та самая пугающая цифра с семью нулями. Но деньги тратились в хорошем смысле легко: это была осознанная инвестиция в будущую сеть.

На фото: Андрей Шубин https://www.forbes.ru/
На фото: Андрей Шубин https://www.forbes.ru/

Еда
6,93 млн интересуются